Вы здесь
Главная > Кино > Гипноз без гипноза Валерия Тодоровского

Гипноз без гипноза Валерия Тодоровского

15 октября в России в прокат выходит новый фильм Валерия Тодоровского «Гипноз». Психологический триллер о взаимоотношениях страдающего лунатизмом подростка и ученого гипнолога достоин просмотра не меньше, чем другие известные картины режиссера, такие как «Кислород», «Любовь» или «Страна глухих».

С самого начала чувствуется, что почерк режиссера несколько изменился, а в нарратив встроены отсылки к классикам. По первому же узкому кадру в дверном проеме угадывается Тарковский. Сюжет – аллегория к истокам кинематографа — доктору Калигари. Дети в фильме и их родители изображены настолько аккуратно и гармонично, что явно соблюден баланс между реалистичностью и деликатным отношением к персонажам в лучших традициях Ролана Быкова.

Главный герой – шестнадцатилетний мальчик Миша (Сергей Гиро) – обычный подросток с не очень интенсивными сменами настроения, небольшими проблемами в учебе и такими же небольшими конфликтами в семье. Но, как говорят хирурги, сначала нужно подходить не к тем, кто кричит, а к тем, кто лежит тихо. За видимым спокойствием мальчика скрывается буря, которая постепенно начинает находить выход из бессознательного в ночных сомнамбулических хождениях не только по дому, но и по улице. Перепробовав все возможные методы лечения, мама отводит мальчика к ученому — профессору, исследующему возможности гипнотерапии при кафедре клинической психологии.

Роль гипнолога, доктора Волкова великолепно исполнил замечательный актер Максим Суханов. Его мрачное обаяние, внутренняя сила и властность уже проявлялись в главных ролях в фильмах «Мишень», «Сквозь черное стекло» и других. Для гипнотерапевта основным является авторитет, и Максим Суханов, как никто другой, умеет, благодаря проницательному взгляду и низкому, обволакивающему тембру голоса, заставлять людей подчиняться.

Мальчику с подростковым черно-белым мышлением, в котором нет оттенков, а есть только добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть – приходится столкнуться с тем, что мир не плоский, а объемный, контролировать все невозможно, да и не стоит, а то, что мы видим, слышим и чувствуем, в любой момент может оказаться просто игрой воображения.

Фильм хорош не только благодаря операторской работе и игре актеров. Кроме удачных кадров с падающим снегом под трогательную музыку, хотелось бы отметить тщательное отношение к деталям.

Погружение в транс отображено максимально правдоподобно, включая и техническую сторону, например, массаж пальцев и ладони, а также работу с регрессией и агрессией в группе.

Саспенс фильма зиждется на трех слонах: желании защищать субтильную девушку Полину, метаморфозах персоны Волкова и лунатизме Миши. Полина – настолько хрупкая, внушаемая, трогательная в своей беспомощности, что постоянно возникает страх, что кто-то этим может воспользоваться. Миша же, как стойкий оловянный солдатик, готов прыгнуть за своей балериной даже в огонь, лишь бы ее спасти. Вот, только в силу юности, наивности и максимализма помочь девушке мальчик еще не может. Шанс есть только у Волкова, чья фигура в фильме совсем неоднозначна, настолько легко он трансформируется из доброго доктора во властного, неспособного на эмпатию ученого с Эго, превращающим его даже не в бога, а в его редактора.

Для работы над «Гипнозом» Валерий Тодоровский привлек сценаристку Любовь Мульменко, автора «Еще одного года», «Как меня зовут», «Верности» и других работ. На сценарий повлияла личная встреча режиссера с гипнотизером Владимиром Райковым. Будучи подростком Валерий боялся замкнутого пространства и не мог один оставаться дома. Тогда мама отвела его к Райкову. Гипнотизер пускал мальчика к себе в центр, где Валерий наблюдал за происходящим.

«Гипноз» — психологический триллер в стилистике Альфреда Хичкока с мелодраматичностью Франсуа Трюффо. Это история из жизни, но в воздухе висит ощущение катастрофы. Мальчик то наблюдает, то подглядывает, то, вдохновившись, идет на открытую лекцию по гипнозу, складывая картину по кусочкам паззла. При этом каких-то элементов все время оказывается недостаточно, и тут свой ход делает воображение. Сыграть в эту же игру режиссер приглашает и зрителей, у каждого из которых после просмотра, скорее всего, сложится своя картина.

Автор текста Инна Зайцева

Добавить комментарий