Вы здесь
Главная > Танец > Фестиваль Дягилев.P.S. От барокко до Коко Шанель

Фестиваль Дягилев.P.S. От барокко до Коко Шанель

В Петербурге 20 октября на площадке Александринского театра стартовал XI Международный фестиваль искусств Дягилев P.S. Созданный в 2009 году — в год столетия русских сезонов Сергея Дягилева, он превратился в одно из крупнейших и значимых культурных событий в России. Миссия фестиваля — делать возможным культурный обмен России с другими странами, знакомить зрителей с наиболее знаковыми и новаторскими произведениями. В рамках проекта в Санкт-Петербурге в разные годы проходили гастроли труппы Джона Ноймайера, Анжелена Прельжокажа, балета Монте-Карло, Большого театра России, оркестра Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса, Матса Эка и Аны Лагуны.


В начале вечера слово взял председатель Комитета по культуре Константин Сухенко, поблагодаривший художественного руководителя фестиваля, Наталью Метелицу, за то, что «отстояла своё детище» в это нелёгкое время и сделала всё, чтобы фестиваль состоялся. «Для зрителей фестиваль — соприкосновение с прекрасным, а для меня это подвиг одного человека» — сказал Константин Эдуардович. Наталья Метелица, открывая фестиваль, провела параллели с 1920 годом, процитировав танцора дягилевской труппы Сергея Григорьева: «Сезон начинается с непредвиденного препятствия…».


Итак, пусть и не в полном объёме (долгожданную премьеру Анжелена Прельжокажа «Лебединое озеро» перенесли на 2021 год), но фестиваль стартовал!


Открыла Дягилев P.S прима-балерина Большого театра и этуаль театра Ла Скала, народная артистка Светлана Захарова программой MODANSE.


Первый одноактный балет программы -«Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти. Это адаптация его балета 2017 года (премьера состоялась в Ла Скала) специально для Светланы Захаровой. В музыкальной основе — произведения Георга Фридриха Генделя, при этом барокко царствует не только в музыке, но и в хореографии, и в необыкновенных костюмах, отсылающих к корсетам, турнюрам и пышным платьям и в тоже время выглядящим современно — словно с показа мод.


Второе отделение — балет «Gabrielle CHANEL» — совместная работа хореографа-постановщика Юрия Посохова, режиссёра Алексея Франдетти и композитора Ильи Демуцкого (создавшего музыку к балетам «Герой нашего времени», «Нуреев» для Большого театра). Постановка посвящена знаковой фигуре в мире моды Габриэль Шанель. В спектакле вихрем проносятся эпизоды жизни легендарной женщины — знакомство и история любви с Артуром Кэйпелом, путь от певицы в кабаре и продавщицы в магазине одежды (одна из самых запоминающихся сцен — когда Коко срывает с пришедших к ней разряженных в пух и прах барышень длинные юбки, шляпы и накидки, оставляя в лаконичных укороченных платьях) до мировой славы. Специально для постановки модный дом Chanel разработал свыше 80 изысканных костюмов в чёрно-белой гамме (среди них и брючные комплекты, и знаменитый твидовый костюм, и непременный атрибут — нитка жемчуга). Дополняет погружение в мир глянца видеопроекция с киноплёнками показов мод и титрами на французском — цитатами великой Коко.


Важно отметить, что Коко Шанель во многом способствовала революции в мире танца — многие шедевры «Русских сезонов» были бы невозможны без её поддержки. Она разработала костюмы для балетов Дягилева «Le Train Bleu» (1924) и «Аполлон Мусагет» (1929), а также была меценатом — помогла состояться постановке «Весна священная» Игоря Стравинского.


«В своей музыке к этому спектаклю я настаиваю на чувственности, этому уникальному качеству, без которой не может творить Женщина (именно так, с большой буквы), коей была и остается в истории великая мадемуазель Коко. В моей музыке, слегка справленной французским ароматом, есть место и легкомысленности, и трагедии, и мимолетной увлеченности, и глубокому чувству. Музыка получилась ёмкой, многогранной, непростой для исполнения, нескучной и местами блистательной. Как и вся жизнь Коко Шанель» — говорит композитор Илья Демуцкий.


Фестиваль продолжится масштабной международной выставкой портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» в Шереметевском дворце, открытие которой состоится 13 ноября. Двенадцать сюжетов — 12 «кругов», идущие в хронологическом порядке жизни Дягилева, за каждым из которых — творческий путь импресарио, определяющийся рядом лиц, окружавших его. Посетители выставки увидят автопортреты и портреты Льва Бакста, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других выдающихся художников — причём многие произведения будут представлены в России впервые.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии представлены организаторами фестиваля

Добавить комментарий