Вы здесь
Главная > Театр > Театр открытого контакта и невыносимая легкость бытия.

Театр открытого контакта и невыносимая легкость бытия.

5 лет можно посещать театры культурной столицы, но снова находится еще один, о котором ничего не слышала, а в журнале нет ни одного репортажа. Вот, например, камерный театр “ТОК” — открытие сентября. 

Театр образовался в 2014, когда выпускники актерского курса Екатерины Максимовой не захотели расставаться и ввели несколько дипломных спектаклей в репертуар. Юридический статус театр получил совсем недавно и пока находится на самообеспечении, играют 5-6 спектаклей в месяц. Более, чем художественный руководитель театра “ТОК”, Екатерина Максимова может быть знакома зрителю по сотрудничеству с ТЮЗ им. Брянцева, как режиссер спектаклей “Том Сойер” и “Денискины рассказы”. Детских спектаклей на площадке “ТОК” не ставят, по словам Екатерины, она недостаточно комфортна для детей. Сейчас театр располагается в старом фонде на Биржевой линии напротив КЦ “Сердце”, и в зале помещается порядка 50 человек. 

Спектакль “Подчиниться чувству” создан по роману “Невыносимая легкость бытия” современного чешского автора Милана Кундеры. В этой строке очень важное “по”, которое легко прочесть неверно. Поклонники Кундеры обнаружат на сцене очень вольную режиссерскую трактовку произведения, где большая часть авторского текста и событий отсутствует, из всех персонажей узнаваемыми останется два — Томаш и Тереза (НАТАЛЬЯ ФАЕРМАН, СУЛТАН КАНАЕВ), а оставшийся текст не повторяет хронологии книги. Никаких размышлений о Ницше, предательстве, захватничестве, словаря парных слов, параллелей с Бетховеном. Поэтому, возможно, поклонники творчества Кундеры будут разочарованы. 

Зрители, роман не читавшие, сложат увиденное в историю одной влюбленной девушки, приехавшей в Прагу к недавнему знакомому. Брак будет трудным из-за обилия любовниц, но в конце они уедут в деревню и найдут счастье в уединении. Трагическая концовка режиссером тоже опускается. Зато подчеркивается тема “Анны Карениной” даже выводится небольшой визуальный ряд, где накладывается фото Киры Найтли в образе Анны из одноименного фильма, вокзал и танцующие пары.

Пытливый взгляд зрителя, любящего искусство в целом, поймает в спектакле еще эпизод, напомнившей о картине “Влюбленные” Рене Магритта и сцену, отсылающую к цитате “Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется.”

Особенность спектакля — танец танго. Преподаватель и хореограф АНДРЕС СИЛВА и его партнерша МИЛЕНА ОДЗЕРИ будут протанцовывать эмоции Терезы и Томаша, которые не поместились в текст, или которые обстоятельства не позволяют им  выразить. Танца в этом спектакле больше, чем текста, этим он понравится зрителю, предпочитающему телесность и активное действие и окажется труден для зрителя, несведущего в языке танца.

И хотя в интервью Екатерина Максимова находит целый список плюсов малого размера театра в сравнении с руководством большим, при просмотре спектакля неоднократно возвращаешься к ощущению тесноты. Вот бы для этого танго сцену побольше, чтобы не надо было умещаться среди чемоданов, и с четвертого ряда пару было бы видно полностью! Вот бы лучше свет, чтобы так не уставали глаза смотрящего. Вот бы хорошую акустику, а еще лучше живые инструменты! О, это было бы драгоценно! Чтобы убрать ощущение, что звук доносится из колонки в углу, а окунуться в музыку полностью, сосредоточиться на движениях, не отвлекаясь на скольжение подошв танцевальных ботинок. Вот бы не думать, а специально ли стоит зеркало так, что видно, как актеры вытирают полотенцем пот за ширмой? Им бы кулисы, которые эффектно скрывают действие, не предназначенное для посторонних глаз.

Вот этого хочется пожелать молодому камерному театру ТОК — найти “свое место” в Петербурге, и географически, и среди грантов, лабораторий и фестивалей, соответствующее масштабу задумок, подчеркивающее, комфортное, чтобы  прекратить преодолевать, а воспарить от легкости бытия.

Текст Катерины Егоровой

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий