«Homo Omon. Эхо будущего»: в жизни всегда есть место подвигу!

На сцене Театра Поколений 19 сентября состоялся первый посткарантинный показ спектакля «Homo Omon. Эхо будущего» по книге Виктора Пелевина «Омон Ра» (премьера прошла 22 февраля). Дебютный роман 1991 года, получивший две литературные премии – «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка» - полон сатиры и горечи и посвящён жажде свободы и мечтам о великих подвигах, разбивающимся о великий обман и жестокость тоталитарной системы.

Удивительно, но постановка Руслана Кацагаджиева по произведению Пелевина, написанному в 1991 году, стала первой в России. Возможно, не каждый режиссёр готов был замахнуться на это философское полотно - переплетение фантастики и триллера, то чрезмерно гротескное, то поражающее ужасами советского прошлого и пугающее возможным повторением в будущем.

По сюжету юный Омон Кривомазов (это имя, перекликающееся с египетским божеством солнца Амон-Ра, дал ему отец, чтобы у мальчика была необычная судьба) поступает в училище, где готовят к полёту на Луну. Готовят... ампутируя ноги лётчикам — во имя Родины! - так как транспортные средства чересчур узкие.

«Настоящим человеком ты станешь как-нибудь потом!» - радостно сообщает начальник полёта Омону. А пока главное — отдать долг Родине, бессмысленный в своей жестокости.

«...Борьба идей становится важнее самих идей, а человеческая жизнь – необходимой жертвой, придающей ей смысл. Подобный абсурд встречается и в нашей реальности», – говорит режиссёр о спектакле.

Всего пять актёров на сцене - Валерий Рутковский, Денис Волков, Константин Захаров, Яков Шамшин и Александр Бредель - исполняют сразу по несколько ролей, перевоплощаясь из несмышлёных и романтично настроенных парней, готовых честно служить родине, в садистов и убийц с жуткими застывшими улыбками.

Результат работы Руслана Кацагаджиева потрясает и в очередной раз заставляет преклоняться перед камерными театрами Петербурга за способность из подручных средств (омоновских щитов) творить буквально космические объекты, раздвигать границы миниатюрного пространства — и переносить зрителей то в лётное училище, то в лес на охоту, а то и...на Луну! (почти) И даже обшарпанная лестница на пути в зрительный зал, нуждающиеся в ремонте стены театра (площадка размещается в промышленном здании) навевают ассоциации с советским наследием и чувством безнадёжности и потерянности поколения.

Замечательна музыка композитора Павла Михеева, хореография Дианы Трифоновой (один из самых запоминающихся моментов — танец «на протезах» инфернального Ландратова под «Прекрасное далеко») и визуальные и звуковые эффекты — когда создаётся полная иллюзия запуска и взлёта ракеты.

"Герои «Homo Omon» живут в эхе прошлого и будущего одновременно, где человечество по инерции ползёт вперед по ржавым рельсам истории", - говорят создатели о спектакле.

После просмотра «Homo Omon» ещё долго не покидает чувство страха и дискомфорта —ведь на наших глазах многие ошибки истории уже повторяются, и как знать, может и до ужасающей охоты на людей (пронзительная история Ивана Попадья в исполнении Александра Бределя) нам осталось недолго.

Текст: Наталья Стародубцева
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения