Вы здесь
Главная > Музыка > День рождения Шостаковича в МЗФ с оркестром ДИВЕРТИСМЕНТ

День рождения Шостаковича в МЗФ с оркестром ДИВЕРТИСМЕНТ

Камерный оркестр ДИВЕРТИСМЕНТ открыл Филармонический сезон 25 сентября. В день рождения Дмитрия Шостаковича со сцены Малого зала Филармонии прозвучала Соната для альта и фортепиано Шостаковича (версия для струнного оркестра И.Иоффа) — последнее сочинение композитора, где нашлось место и размышлениям о собственном творчестве, и диалогу с великими предшественниками. Состоялась премьера: впервые в Петербурге прозвучало Adagio памяти Шостаковича для альта и струнного оркестра Сергея Ахунова. Также в программу «Силуэты» вошли фантазия для оркестра «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, версия для струнного оркестра И.Иоффа, и Серенада для струнного оркестра Чайковского.

Перед началом концерта Илья Иофф, художественный руководитель камерного оркестра «Дивертисмент», обратился к слушателям: «В начале прозвучит «Ночь на Лысой горе» — шлягер из шлягеров! Вообще, Мусоргского Шостакович невероятно ценил и даже называл своим творческим отцом! Именно «Песни и пляски смерти»*, написанные Мусоргским, повлияли на творчество Шостаковича до такой степени, что две симфонии родились — № 11** и № 14***.

Конечно, прозвучит музыка самого Шостаковича. Для сегодняшнего концерта мы выбрали сочинение, которое концентрирует в себе всю музыку композитора! За полчаса с небольшим прозвучит практически весь Шостакович! Это его знаменитейшая альтовая соната в переложении для солирующего альта и струнного ансамбля. Шостакович закончил это сочинение, но так его и не услышал: спустя несколько часов его не стало. Это его последнее сочинение, его творческое завещание. Там есть цитаты и из неоконченной оперы «Игроки», и из симфонии № 14. Там много аллюзий на мировые музыкальные явления: в частности, в финале только очень невнимательный слушатель не услышит аллюзию на знаменитую «Лунную сонату» Бетховена.

Второе отделение мы начнем с музыки, которая прозвучит в Петербурге впервые: это сочинение замечательного московского современного композитора Сергея Ахунова, с которым нас связывают давние творческие теплые отношения. Это небольшая пьеса для альта и струнного оркестра — Adagio памяти Дмитрия Шостаковича. У этого Adagio есть подзаголовок на итальянском, который переводится как «военный лагерь после битвы». Тихая, очень красивая музыка. Сергей Ахунов, несмотря на то, что он пишет музыку сейчас, в XXI веке, не боится писать очень красивую, искреннюю и благозвучную музыку.

Закончим наш сегодняшний концерт одним из самых замечательных, самых светлых сочинений русской музыки, которая существует для нашего состава — Серенада Петра Ильича Чайковского для струнного оркестра. Сам Шостакович иногда в компании любил воскликнуть: «Как я люблю музыку Ильича!» В то время Ильич мог быть только один — Владимир Ильич Ленин. Поэтому такой возглас сразу провоцировал косые взгляды, после чего он так через очки смотрел на собеседника и говорил: «Петра Ильича, разумеется!» После чего все претензии к нему снимались. Одно из самых светлых сочинений Чайковского было написано, когда в его жизни появилась эта изумительная Надежда Филаретовна фон Мекк, и великий композитор понял, что он не должен больше зарабатывать себе на жизнь написанием по заказу каких-то маршей или вальсов, а может писать именно ту музыку, которую хотел бы писать«.

Закончив представлять программу концерта, Иофф рассказал о планах на сезон: «Сегодня не абонементный концерт. Абонементов, насколько мне известно, не будет до нового года, но тем не менее, сегодняшний наш концерт предваряет цикл концертов, который мы будем играть на этой замечательной сцене в течение этого сезона. Мы приготовили для вас много премьер, много сюрпризов. Вы услышите много сочинений, которые вы не слышали не просто в нашем исполнении, а не слышали совсем. Они будут новыми, они будут премьерными, и они будут, я надеюсь, весьма вам интересны.

Ну, а нам остается пожелать, чтоб все проблемы, все дикие условия, в которые мы были помещены в последние полгода, потихоньку превращались в нормальные, чтобы мы продолжали ходить в концертные залы: мы будем выходить на сцену, вы будете сидеть в зале, и все будет как обычно! Мы будем играть, вы будете аплодировать, и так будет долго, долго, долго! Будьте здоровы!«

Ближайший концерт Дивертисмента в Малом зале Филармонии запланирован на 10 октября. В рамках открытия XIV Открытого конкурса композиторов имени А.П.Петрова состоится концерт Perpetuum mobile к 90-летию со дня рождения композитора. А уже 14 октября в исполнении оркестра ы рамках программы «Moz-Art» прозвучат сочинения Моцарта, Шнитке, Сальери и Раскатова.

*цикл песен М. П. Мусоргского на стихи А. А. Голенищева-Кутузова

**Симфония № 11 соль минор, Op. 103, «1905-й год»

***Симфония № 14, Op.135, посвящена Бенджамену Бриттену

Фото и расшифровка: Александр Шек

Добавить комментарий