Вы здесь
Главная > Около > Петербург Достоевского, или неромантика революции

Петербург Достоевского, или неромантика революции

Карантин был, пожалуй, тяжелее всего для театралов, лишённых любимого искусства. Онлайн-спектакли не спасали из-за отсутствия сопричастности — возможность смотреть постановки в пижаме и с котом на коленях не помогала прочувствовать волшебство. В преддверии последнего месяца лета театры начали выходить из спячки. Мы пока не можем собраться на Фурштадской чтобы посмотреть один из лучших спектаклей города — «Жизнь за царя», поэтому Илона Маркарова и Павел Михайлов придумали новую форму — экскурсию по местам «Народной воли». История революции оживала на улицах города, омытых кровью императора и убивших его народовольцев.

Четвертая стена рухнула, актёры были в одном людском потоке со зрителями, мы вместе пережидали шум от машин и расступались чтобы пропустить прохожих. Всё, что происходило поблизости до, во время и после спектакля, становилось его частью. Это дети, играющие возле пропасти (а точнее — прыгающие над входом в музей Достоевского), ряженые люди в тельняшках и фуражках по случаю Дня военно-морского флота, колоритные алкоголики, которые шествовали по улицам и спали во дворах-колодцах у Пяти углов, и дамы с собачками. Российские беспросветность и красота шли рядом с нами, рука об руку.

А нам в это время по-актерски экспрессивно рассказывали воспоминания народовольцев, фрагменты их речей на суде, которые сидят в подкорке у тех экскурсантов, кто был на спектакле «Жизнь за царя». Но эти слова цепляют как будто их слышишь впервые. «Всякое вооруженное действие против правительства и его агентов я считал бы для себя безусловно преступным при условии существования в России свободно избранного законодательства представительного, действительной, а не фиктивной гласности, независимости суда, свободы слова, веротерпимости и личной неприкосновенности граждан без постановления на то суда.» Михаил Грачевский.

Спектакль не оправдывает «Народную волю», но и не осуждает. Исторический факт можно трактовать двояко. При царской власти участников «Народной воли» казнили или отправляли на десятки лет каторжных работ. А при советской считали героями и называли улицы их именами. Немногим из них посчастливилось дожить до этой реабилитации.

Сходить на спектакль или экскурсию «Жизнь за царя» стоит хотя бы для того чтобы понять, как мало в революции романтики. Многих и сейчас не устраивает происходящее в стране и часть людей грезит революцией, что вполне понятно и оправданно. Но ценность человеческой жизни в России ничуть не повысилась с 19 века. И революционеров вновь повесят у ТЮЗа под улюлюканье толпы, собравшейся поглазеть на казнь. Очень жаль хороших людей, поэтому пусть лучше будет как есть. Мы можем собираться на митингах, выходить с одиночными пикетами, писать письма политзаключенным и носить арестованным книги в спецприемник. Главное чтобы все были живы. А в финале спектакля-экскурсии мы слушали гимн народовольцев. Они хотели перемен и были готовы пожертвовать ради них всем. Их никогда не забудут.

Добавить комментарий