Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > «Портрет»: коллективная выставка в ресторане «Ель»

«Портрет»: коллективная выставка в ресторане «Ель»

Открытие выставки «Портрет» состоялось 18 марта. 13 художников представили свои работы в арт-пространстве ресторана «Ель» на берегу Финского залива. Участники выставки: Игорь Болотов, Сабит Нуримов, Владимир Комельфо, Александр Кривонос, Надежда Касаткина, Мария Родинская, Анатолий Шумкин, Юлия Боброва, Виринея Болотова, Людмила Смирнова, Сергей Некрасов, Марта Лапкина и Мария Аристова. Участники выставки написали портреты гостей вернисажа под аккомпанемент музыканта и композитора Эдуарда Паницкого.

По мнению Марата Гельмана, в 20 веке портрет скорее мёртв, чем жив, но я бы поспорила с этим заявлением. На мой взгляд, это тот жанр изобразительного искусства, который не потеряет своей актуальности никогда. Возможно, в конце 20 века и наблюдался некий спад, но в начале 21 века с развитием интернета, социальных сетей, культивированием личности каждого конкретного индивидуума и, самое главное, с приходом бодипозитива, жанр портретной живописи становится актуальным как никогда. Ключевая идея бодипозитива – любить себя и принимать своё тело, не пытаясь его изменить, именно таковой и была идеология древних римлян, они считали, что человек достоин уважения в том виде, какой он есть, без сокрытия следов старения и физических недостатков. Именно древнеримский скульптурный портрет считается наиболее реалистичным образцом жанра за всю историю искусства.

Культ автопортрета в 21 веке достигает своего апофеоза – сэлфи. Сэлфи делают даже трёхлетние дети. Это уже неотъемлемая часть нашей жизни, то — без чего не обойтись, ведь при трудоустройстве работодатель требует посмотреть соцсети соискателя, именно по соцсетям составляется портрет личности. Фотография – это уже настолько массовый продукт, что теряется всякий смысл распечатывать, переводить фото в материальный эквивалент, и тут выходит на первый план портрет как рукотворный жанр изобразительного искусства. Люди бегут к художникам, чтобы их увековечили на холсте или бумаге, или бегут в арт-студию, не умея держать карандаш в руке, и просят, чтобы их научили нарисовать именно портрет. Какое-то первобытное, инстинктивное неистовое желание оставить свой след в вечности, потому что оставить его в медиа-потоке уже невозможно из-за слишком быстро сменяющегося медиа контента.

Но не только заказной портрет является востребованным, искусство стремится передавать, улавливать суть времени, соответственно, написание портретов людей, домов, деревьев, растений – это неотъемлемая часть современного искусства. Сейчас художник обладает всеми навыками и возможностями, накопленными не за одну тысячу лет существования человечества. Мы можем наблюдать развитие портретного жанра, реализующегося во всевозможных техниках и направлениях. На данной выставке представлен лишь небольшой диапазон развития данного жанра. Участники выставки это и всемирно признанные мэтры, такие как Владимир Комельфо, Сабит Нуримов, Игорь Болотов, Александр Кривонос, Надежда Касаткина, так и молодые, но уже успешные авторы, работы которых также можно встретить в музейных коллекциях в России и за рубежом. Например, Анатолий Шумкин — финалист конкурса, проводимого государственным музеем Амстердама к юбилею Рембрандта.

Владимир Комельфо написал ряд портретов, на которых запечатлел известных Петербургских художников. Мария Родинская написала себя и свою маленькую дочь. Портрет дочери, который экспонируется впервые, выделяется оригинальностью композиционного решения.  А художник Сергей Некрасов написал свой автопортрет  как отражение в осколке зеркала, застывшее на дне бурлящей реки. Автор хотел передать не буквальное понимание действительности, а зеркальное её отражение.

У Надежды Касаткиной на выставке представлены работы разных лет, начиная с 1998 года и заканчивая 2019, таким образом, можно проследить трансформацию не только в работах конкретного автора, но и портретного жанра в целом, произошедшую с конца прошлого столетия и до сегодняшнего дня.

Мария Аристова — художник и, по совместительству, куратор данной выставки, представила два портрета из цикла работ на тему взросления и гендерного различия в мировосприятии. Прообразом одного портрета стала оперная певица Катерина Кованжи. На данную работу снят видеоклип, презентация которого состоится 13 мая в особняке барона Гинцбурга.

Куратор выставки Мария Аристова.

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий