Вы здесь
Главная > Театр > «Homo Omon. Эхо будущего»: космический спектакль по роману Пелевина

«Homo Omon. Эхо будущего»: космический спектакль по роману Пелевина

Премьерные показы первого спектакля по мотивам романа Виктора Пелевина «ОМОН РА» состоялись 22 и 23 февраля в Театре Поколений. Мы посетили премьеру и побеседовали с режиссером спектакля Русланом Кацагаджиевым. Ближайшие показы спектакля запланированы на 24 и 25 марта.

«Homo Omon. Эхо будущего» — это независимый театральный проект режиссера Руслана Кацагаджиева. Спектакль стал первой театральной постановкой культового романа Виктора Пелевина «Омон Ра» в России. Главные роли в спектакле «Homo Omon. Эхо будущего» исполняют Яков Шамшин, известный по сериалам «Дознаватель», «Лиговка» и «Стражи Отчизны», и Заслуженный артист России Александр Бредель.

Всего в спектакле задействовано пятеро актеров: Валерий Рутковский, Денис Волков, Константин Захаров и Александр Бредель перевоплощаются в нескольких персонажей.

Роман посвящен несбыточной мечте о космосе, о свободе, обернувшейся мистификацией, ложью, разочарованием и смертью. Омон, в данном случае, имя собственное: так главного героя назвал отец, надеясь, что такое имя поможет ему добиться в жизни большего.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Режиссерская работа, талант актеров, работа осветителей и композитора переносит зрителя в фантасмагоричный мир, до боли похожий на наш. Отдельно хочется отметить минималистичные декорации: несколько услолвных омоновских щитов становятся при необходимости койками в казарме, луноходом или кремлевской стеной.

Мы, конечно, рекомендуем прочесть книгу перед просмотром спектакля, поскольку он наполнен отсылками, которые будут понятны тем, кто знаком с текстом. В то же время эти образы универсальны и режиссерская интерпретация позволяет воспринимать все происходящее как самостоятельное произведение, которое не оставит вас равнодушными.

ОКОЛО — Как вышло, что вы решили поставить спектакль по роману Пелевина «ОМОН РА»? Почему выбрали именно этот роман? Дело в любви к творчеству автора или в актуальности текста? Почему именно сейчас? Как долго продолжалась работа над спектаклем?

Руслан Кацагаджиев -Задумка сделать спектакль по роману «Омон Ра» зародилась у меня несколько лет назад, но я не решался приступить к работе, чувствовал, что не созрел. Впервые я прочитал роман, когда учился на втором курсе академии, он был в списке потенциальных материалов для выпускного спектакля. Спектакля по нему мы не сделали, и даже не приступали к репетициям, но роман меня, что называется, зацепил. В главном герое – Омоне, я узнаю себя, он мне понятен и близок. Как и стиль самого автора, ироничный, порой саркастичный, но не осуждающий, не глумливый.Роман написан очень кинематографично, интересный сюжет, колоритные характеры, атмосфера. В нем много юмора, иногда чёрного, он пропитан нашей российской ментальностью. Это произведение ещё долго будет актуальным и не только для России. Подобные события происходили и будут происходить, человеческая цивилизация возникла с появлением мифов, и по сей день мы живёт в мифологизированной реальности.

ОКОЛО — Как формировалась ваша команда? Как вы выбирали актеров? Как пришли к решению, что несколько ролей будет играть один актер? К этому подтолкнула работа в театре «Поколений»?

Руслан Кацагаджиев — В большом количестве актёров нет никакого смысла, во всяком случае в этой постановке. Это даже интереснее, когда один актёр играет несколько ролей. Особенно, если перевоплощение происходит прямо на сцене. У нас перевоплощаются все, кроме исполнителя роли Омона, и это тоже работает на замысел спектакля. К распределению актёров я отношусь серьёзно, это во многом определяет успех спектакля. Я считаю, что на сцене хозяин актер, и если мне на него смотреть не интересно – уже ничто не заставит меня погрузиться в происходящее, ни музыка, ни свет, ни режиссерские концепции. А команда у нас, надо сказать, собралась сильная. Мужики!

ОКОЛО — В анонсах указано, что постановка создавалась при поддержке театра «Поколений». В чем заключалась эта поддержка?

Руслан Кацагаджиев — Прежде всего в том, что у нас не было проблем с репетиционным помещением, и на всю предпремьерную неделю Театр Поколений предоставил нам сцену. Ещё в информационной поддержке в соцсетях.

ОКОЛО — Не было ли у вас соблазна самому сыграть одну из ролей? Кого бы вы хотели сыграть? Как вы относитесь к постановкам/фильмам, где актер, играющий одну из ролей, продюсирует или режиссирует спектакль/фильм? Участвовали ли актеры вашего спектакля в работе над своими персонажами и какими-то сценами? Присутствует ли в спектакле элемент импровизации?

Руслан Кацагаджиев — В этой постановке я себя как актёра не вижу. Может быть, в другой раз. Конечно, бывают случаи удачного совмещения актёра и режиссёра в одном лице, но я пока не готов. Мне хватило опыта режиссёра-продюсера. На репетициях я успел немного поиграть все роли и могу сказать, что мне, как актёру, было бы интересно играть в таком спектакле. У нас на репетициях атмосфера была творческая, открытая, я ценю актёрское авторство. Очень многое в спектакле придумано самими актёрами, я лишь давал направление, отбирал нужное и убирал ненужное.

ОКОЛО — С какими сложностями вам приходилось справляться при работе над спектаклем? Насколько уверено вы чувствуете себя в роли режиссера? Вы хотите больше играть на сцене или создавать новые спектакли?

Руслан Кацагаджиев — В роли режиссёра я уже не первый раз, и чувствую себя на своём месте. Порой даже увереннее, чем когда выпускаю премьеру как актёр. Актёр и режиссёр идут к одной цели, но пути их начинаются с противоположных сторон и могут превратиться в лабиринт. Мы в него не попали, юмор и установка «отвергая-предлагай» спасают от лишних выяснений и обид. А когда есть взаимопонимание, то остальные трудности уже не так страшны. Они, конечно, были, но я считаю, что мы в какой-то степени счастливчики.

ОКОЛО — В романе Пелевина присутствует не только мистификация, но и мистика: реинкарнационные тесты. При чтении переход от фантастики к антиутопии и затем к магическому реализму оставляет сильное впечатление. Почему вы решили не включать этот фрагмент в свою постановку?

Руслан Кацагаджиев — Дело в том, что литература и театр – разные виды искусства, и, создавая инсценировку, от многого приходится отказываться. Весь роман не уместить в два часа игрового времени. Эпизод с реинкарнационным текстом один из самых сильных в романе, но как это событие повлияло на Омона – остаётся лишь догадываться. Пришлось пожертвовать мистикой в угоду художественной целостности. Но, все-таки немного мистики у нас есть. Всем поклонникам и знатокам творчества Пелевина важно понимать, что спектакль «по мотивам» романа, то есть я искал, прежде всего, драматургическую основу для спектакля.

ОКОЛО — В самом начале спектакля появляются пластилиновый человечек и «медвежья» шапка. Это структурный элемент для постановки, бонус для прочитавших книгу или их следует трактовать в более широком смысле?

Руслан Кацагаджиев — Образ пластилинового человечка стал для нас отправной точкой, он тот самый «настоящий человек», которого лепит система и приносит в жертву, запаковывая его в ракету без дверей, как Омона и остальных космонавтов. А медведь… думаю, что тут можно провести целый ряд ассоциативных линий.

ОКОЛО — Лаконичные трансформирующиеся декорации, работа со светом и музыка соревнуются между собой за зрительскую любовь и идеально вписываются в атмосферу театра. Даже когда выходишь во двор, кажется, что спектакль еще продолжается. Расскажите о создании декораций, световых решениях и сотрудничестве с Павлом Михеевым.

Руслан Кацагаджиев — Декорации к спектаклю – заслуга нашего художника Анастасии Котовой. Она — человек дела, многое сделано и покрашено ею самой. У Насти есть хорошая черта, она очень внимательно относится к режиссерским пожеланиям. Она, кстати, не только декорациями занималась, но и ездила на Удельную за реквизитом и костюмами. К световому оформлению у меня особые требования, которые не всегда соответствуют возможностям площадки, и тут наш художник по свету Ксения Кожевникова справилась на отлично. Особенно, если учесть сроки, в которые мы прописывали свет. С композитором Павлом Михеевым мы нашли общий язык сразу. Я рассказал ему замысел и какую музыку слышу в будущем спектакле, и буквально на следующий день Павел прислал мне свою композицию, которая и стала основным лейтмотивом спектакля. У нас в спектакле задействован ещё хореограф – Диана Трифонова, которая влилась в проект позже всех, но успела проделать большую работу. Задачи стояли непростые, на уровне эксперимента, и он, как мне кажется, удался. Отдельное спасибо костюмеру Татьяне Бережной, без которой костюмы в спектакле были бы куда проще.

ОКОЛО — Приходилось ли вам общаться с Пелевиным? Знает ли он о создании спектакля?

Руслан Кацагаджиев — Нет, не приходилось, но был бы очень рад пообщаться. Олег Викторович, как я знаю, человек не публичный. О спектакле, я думаю, он знает, моё приглашение ему должны были передать. Но если он и придёт, то, скорее всего, инкогнито.

ОКОЛО — Как часто вы планируете показывать спектакль? Будет ли он идти только на площадке театра Поколений или возможны гастроли как на иные площадки Петербурга, так и за его пределы?

Руслан Кацагаджиев — Пока что нет договорённости с другими площадками, сцена Театра Поколений нам подходит. Но не исключено, что в будущем сыграем в пространстве другого театра Петербурга. Возможны и гастроли, но сейчас в приоритете фестивали, как российские, так и международные.

ОКОЛО — Следует ли в обозримом будущем ждать новых режиссерских работ Руслана Кацагаджиева?

Руслан Кацагаджиев — Да. И уже есть некоторые соображения на этот счёт, но пока ими делиться рано. Так что ждите.

Фотографии и вопросы: Александр Шек

Добавить комментарий