Вы здесь
Главная > Интервью > Бронзовый век: возрождение литературных гостиных

Бронзовый век: возрождение литературных гостиных

Возрожденные литературные гостиные в Петербурге — новый формат общения для творческой интеллигенции. Проект «Бронзовый век поэзии и прозы» начал свое непростое движение, призванное сплотить лучших современных авторов и представить их публике, всего полтора года назад. А теперь за ним подтянулись и другие. Гости вечеров «Бронзовый век» имеют возможность услышать новые имена, оценить произведения в исполнении самих авторов, послушать музыку и выступления артистов театров города, а также поучаствовать в обсуждениях.
Авторы идеи и руководители литературного объединения «Бронзовый век» — Велта Кирьякова и Наталия Рамш – в интервью нашему изданию рассказали о новостях проекта, его достижениях и планах на будущее.

Какие успехи литературного объединения «Бронзовый век поэзии и прозы» для вас кажутся наиболее значимыми за прошедший год?

В.К. — Наверное, это появление сюжета о нашем проекте в новостях на Первом канале, организация опен-эйра «Поэтический Пульс Петербурга» в Капелле, и, конечно, вручение нам премии NCA Music Awards в номинации «Поэзия» на сцене Тинькофф Арены.

Неужели литература наконец-то стала востребована?

Н.Р.- Хотелось бы в это верить. Хотя, например, недавно мы просматривали условия большого президентского гранта в области культуры и с удивлением обнаружили, что раздел литература там не представлен. Тем не менее, мы наблюдаем рост интереса к теме. Рады, что оказались в авангарде волны. Сейчас появились и другие литературные гостиные, проводится все больше конкурсов, но начинающим литераторам все еще сложно пробиться в большую литературу и получить хорошие финансовые условия.

Вы имеете в виду печать книги?

В.К.- Да. Ведь по большому счету это и есть цель для писателя и его большая мечта: «Вдруг издатель прочтет твою книгу, восхитится и напечатает, да еще и продвинет ее в книжных сетях». Как пример, перед глазами истории Джоан Роулинг или Стефани Майер. Но, к сожалению, в Петербурге это так не работает.

Что вы имеете в виду?

В.К.- Издатели не заинтересованы в поиске начинающих авторов. Нет даже такой профессии как «литературный агент», который ищет таланты и представляет издателям новые произведения, при этом защищая права автора. Совсем недавно наше объединение проводило Public talk с главным редактором одного из ведущих издательств Петербурга. Беседа была жаркая. Писатели накинулись на бедного издателя как львы на добычу. Но к чести последнего, он с успехом отбился от всех вопросов. Однако послевкусие осталось горьким. Бизнес есть бизнес, и издатель не готов рисковать издавая книгу неизвестного автора. «Вечером получи известность и сам продвинь свои произведения, утром тебя напечатают», но никак не иначе. На что, авторы, кстати, идут. У большинства писателей есть одна-две книги, напечатанные за свой счет. Наличие выпущенных книг — это условие вступления в Союз писателей.

Насколько эффективны Союзы писателей?

Н.Р.- Их сейчас множество. Старейшие из них действительно заботятся о своих членах, за счет государственных средств организуют печать книг, участвуют в освоении грантов, проводят конкурсы. Но есть и весьма мутные объединения, которые в своем названии используют слова «Союз», «Объединение», и даже «Гильдия», «Писателей» или «Поэтов» в разных сочетаниях. Такие объединения требуют достаточно крупные сборы от своих членов, и принимают без всяких конкурсов и практически без условий. Надо сказать, что получение значка от такого объединения может поставить крест на признание среди серьезных литераторов и тех же издателей. Как правило, на это «покупаются» новички.

Вы сами состоите в Союзе писателей?

В.К.: Мы отдельное литературное объединение и, кстати, членских взносов мы не берем. При этом мы сотрудничаем с Союзом писателей СПб, регулярно ходим друг к другу в гости и обсуждаем интересные проекты. Председатель секции «Проза» Союза писателей СПб Павел Алексеев – частый и всегда долгожданный гость на наших вечерах.

А публика больше интересуется все же прозой или поэзией? И какие различия между поэтами и прозаиками вы бы выделили, если говорить об общих характеристиках – пол, возраст, первоначальная профессия?

Н.Р.- Очень сложный вопрос. Я бы сказала, что в наших литературных гостиных больше востребована поэзия. Выступление поэта, как правило, короткое, эмоциональное, оно легко ложится на настроение зрителя. С прозой сложнее. Если она слишком длинная, на слух ее сложно воспринимать. Поэтому иногда бывает так, что в сети у автора выложен отличный текст, но ему трудно донести его до слушателей. Мы всегда стараемся предупредить тех, кто выступает у нас в первый раз, что лучше брать что-то более емкое и концентрированное. Чаще всего выбирают что-то смешное. Хотя у нас был прекрасный опыт представления коротких драматических рассказов. Публика очень хорошо реагировала.

В.К.- Если говорить об отличиях, то я бы сказала, что мне поэзия больше нравится у молодых авторов, а проза – у взрослых. У поколения, рожденного еще в СССР, очень хороший русский язык, богатый словарный запас, глубокие мысли. А у молодежи, может не всегда все правильно и идеально, но зачастую всплывают неожиданные ассоциации, необычные образы, стиль, что-то очень новое, чему может быть еще и названия не придумали. Но проза мне однозначно нравится больше у взрослых. Во-первых, это больший жизненный опыт, без которого не получится интересных историй и сочных характеров. Во-вторых, это все тот же словарный запас. Одно дело, ты можешь прочесть рэп, где половина слов придуманы тобой и они создают некий настроенческий ассоциативный ряд. Другое дело проза, где нужно описать событие, особенности персонажей, при этом избегая повторений и размытости фраз. Да и темы для рассказов старшее поколение выбирает менее банальные.

Как бы вы охарактеризовали ваши литературные гостиные?

В.К.- Прежде всего, у нас отсутствует состязательность. У нас нет настроения борьбы или конкуренции. Но это не значит, что мы не оцениваем выступления. Если человек безусловно талантлив и умеет хорошо подать свое произведение, мы непременно пригласим выступать его не только на наших вечерах, но и в более крупных проектах. Так, за прошлый год мы выступили на таких известных площадках, как Капелла, РОСФОТО, Артмуза и Тинькофф Арена. Каждый раз выступления проходили перед полным залом зрителей. Во-вторых, в нашей литературной гостиной помимо поэтов и писателей часто бывают в гостях артисты петербургских театров, музыканты, режиссеры, дизайнеры, издатели, члены союзов писателей и продюсеры. Это не только светская тусовка, но еще и реальный шанс попасться на глаза нужному человеку. Так, например, одно из наших последних выступлений — это фестиваль Street Fashion Show 2020. Продюсеры фестиваля были впечатлены нашими молодыми поэтами и сделали для них специальный блок на показе.

Какие у вас сейчас планы?

Н.Р.- Мы планируем продолжить начинание прошлого года и сделать большой литературный open-are, на который с удовольствием пригласим все крупнейшие писательские сообщества города! Ну, и конечно, наши традиционные литературные гостиные и сольные вечера авторов.

Фотографии предоставлены проектом «Бронзовый век поэзии и прозы»

Добавить комментарий