От Энхедуанны до Веры Полозковой: посвящение женщине Антона Батагова

В Большом зале Филармонии имени Шостаковича 20 февраля состоялась петербургская премьера проекта одной из самых знаковых современных фигур в искусстве – композитора и пианиста Антона Батагова. В его уникальной музыке органично сплетаются неоклассика, рок, этнические и даже религиозные мотивы, а обширная дискография насчитывает около 50 альбомов.Активно сотрудничая с режиссёром Иваном Духовичным, Батагов написал саундтреки к его фильмам, также он создал музыкальное оформление крупнейших российских талеканалов. В настоящее время композитор выступает с сольными программами. Одним из уникальных авторских проектов, премьера которого уже состоялась в Москве, стал «16+» - цикл песен на шестнадцать текстов женщин-поэтов. По словам Батагова, не так давно он узнал, что первым поэтом, имя которого дошло до наших дней, была женщина, и звали её Энхедуанна. Она жила в шумерском государстве в XXIII веке до н.э. и была жрицей богини Энанны и бога Нанны. Её гениальные тексты, переведённые на английский язык, это средоточие того, что много столетий спустя будет проповедовать Христос.Это знание натолкнуло композитора на обширное исследование женской поэзии. Перечитав свыше тысячи текстов из совершенно разных временных пластов и жанров (гимны, стихи, молитвы), он с трудом отобрал шестнадцать, написал музыку для каждого и пригласил для исполнения солистку Пермского театра оперы и балета, лауреата «Золотой маски», обладательницу прекрасного сопрано Надежду Кучер.По словам Батагова, «..в сочинениях, написанных в разные века и тысячелетия, речь идёт, в общем-то, об одном и том же: о любви, которую женщина переживает глубоко и бескомпромиссно; о любви, где Бог и возлюбленный – одно и то же» Во вступительном слове к концерту Антон Батагов отдельно выделил композицию под номером 15 – «Балладу, которую Энн Аскью сочинила и пела в тюрьме», актуальную, к сожалению, и в наше время.Песня написана юной английской поэтессой, жившей в XVI веке, протестантке, не отказавшейся от своей веры даже во время пыток и сожжения на костре.Первой композицией вечера прозвучала невероятная по силе «Ты, который там» Хадевейх Антверпенской – поэтессы и мистика, жившей во Фландрии в XIII веке. Тонкая, полупрозрачная, гениальная минималистичная музыка и слова, звучащие словно откровение: «Всё сущее – слишком маленькое, чтобы вместить меня. Я-безгранична».Из средневековой Фландрии переносимся в Россию серебряного века, к горделивой «Марине» Марины Цветаевой: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье».От воздушной и классической композиции «Ветер» величайшей американской поэтессы Эмили Дикинсон (1830-1886 гг.) – к Майе Энджелоу, жившей в XX веке, с дерзкой и самоуверенной песней в стиле джаз «Это я». Самобытное творчество Нины Искренко, московской поэтессы «новой волны», талантливого неофутуриста, представлено ни на что не похожей песней «Поцелуй» - её Батагов и Кучер исполнили дуэтом, отбивая ритм на ударных. «Волною морской» - произведение Кассии, греческой монахини, жившей в Константинополе и почитаемой как святой, Надежда Кучер исполнила на церковнославянском.Каждое произведение вокального цикла – словно нанизанный на нить переливающийся драгоценный камень, уникальный и неповторимый. В Москве концерт проходил словно таинство, в абсолютной темноте, со строками песен в виде субтитров на экране. В Филармонии же свет был не приглушённым, а ярким и величественным, будто обнажая самую суть женского естества. Организаторы позаботились о содержательных программках – с стекстом каждой песни и биографией её автора.Проект «16+» Антона Батагова – не только величайшее наслаждение музыкой и голосом, но и настоящее образовательное путешествие в глубь времен, поражающее воображение и заставляющее восхищаться гордой, любящей, самоотверженной Женщиной.Текст Натальи СтародубцевойФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения