Вы здесь
Главная > Театр > «Где нет зимы»: остросоциальная сказка Яны Туминой

«Где нет зимы»: остросоциальная сказка Яны Туминой

«Люди готовы думать, что они ненужные и несчастные, даже если вокруг них куча народу. Люди вообще нелогично себя ведут.»
(«Где нет зимы». Дина Сабитова)

На сцене МДТ – Театра Европы 7 февраля состоялся показ пронзительного спектакля о детях-сиротах «Где нет зимы» петербургского режиссёра, лауреата «Золотой маски» Яны Туминой (премьера прошла 19 января). Постановка создана по мотивам повести современной писательницы Дины Сабитовой, поднимающей в своих произведениях острые и актуальные темы родительских отношений, приютов и усыновлений.

В центре сюжета – двое детей, живущих с бабушкой и мамой. Пашка (Ярослав Дяченко), тринадцатилетний мальчуган, привык быть старшим в доме и нести ответственность за младшую сестрёнку. «Чудовище ты моё!» — ласково называет он Гуль (Дарья Ленда), поясняя, что это слово — симбиоз «чуда» и «сокровища». Их бабушка Шура (Наталья Акимова), эксцентричная, никогда не унывающая и безмерно мудрая, внезапно покидает их. А следом уходит и несчастная, депрессивная, превратившаяся в тень мать-художница (Елена Соломонова). Дети остаются одни в доме, какое-то время пытаясь выжить без еды и денег, но попадают в Центр Временного Содержания. Дальше — одна дорога — в детский дом. Или нет?

«Где нет зимы» – живое, поэтичное воплощение магического реализма, когда оживают сказочные персонажи, стираются границы между миром мёртвых и живых, а время действия постоянно перемещается и будто движется по спирали – судьбы героев вновь и вновь повторяются. Маленькая Шура потеряла родителей маленькой (расстреляли большевики), но обрела добрую приёмную маму в лице горничной. Подобная судьба постигнет её внуков Пашку и Гуль много десятилетий спустя – их заберёт домой из Центра Временного Содержания женщина Мира (Екатерина Клеопина). Угловатая, растерянная, неловкая, она растит одна сына Мишу, одноклассника Гуль, и еле сводит концы с концами, но сердце её настолько велико, что любви хватит на всех.

Неизвестные факты из жизни их бабушки, Саши Тирсовой, поведает детям домовой – Аристрах Модестович (Михаил Самочко), хотя и не домовой даже, а «университетский», как гордо он величает себя – так как долгое время жил в высших образовательных учреждениях. Образ куклы-оберега Ляльки, которую не выпускает из рук восьмилетняя Гуль, гениально исполняет Мария Никифорова, а сама кукла, также присутствующая на сцене – творение художника Киры Камалидиновой.

Лялька, которую до поры до времени никто не слышит, в финале волшебным образом спасает юную хозяйку (навевая ассоциации с Рэггеди Энн из спектакля «Тряпичная кукла» Театра Дождей) и, обезумев от счастья, поёт, кружась в вихре-танце, а с ней и все-все герои спектакля, примирившись и простив друг друга.

Минималистичны декорации спектакля – парой ярких штрихов рисуется прошлое семьи – это уголок портнихи Шуры с швейной машинкой и яркими платьями и комнатка матери-художницы с мольбертом, но основной акцент художник Эмиль Капелюш (уже сотрудничавший с МДТ на постановках «Звездный мальчик» и «Ворон») делает на самом Доме в широком смысле слова. Над головами героев под волнующие композиции Анатолия Гонье взмывают стропила – превращаясь из крыши любимого дома то в лучи согревающего солнца, то в птицу с огромными крыльями, за которые хочется ухватиться и улететь, то в ёлку с размашистыми ветками-лапами, то в тюремную клетку детдома, то в гигантский маятник, отмеряющий время и вершащий судьбы.

Живительное тепло домашнего очага подчёркнуто и костюмами героев — будучи дома, они носят одежду тёплых охристо-рыжих тонов, а в Центре Временного Содержания эти же вещи тускнеют и становятся пыльно-серого цвета. Визуализировать воспоминания детей, их письма и дневники помогает видеоанимация и графика – в них Миша Сафронов и Женя Исаева воплотили воображаемый детский мир — с неровными буквами, скачущими по строчкам, мириадами звёзд и чёрно-белыми одинокими фигурками.

Несмотря на то, что Ярослав Дяченко и Дарья Ленда – взрослые актёры, в их игре чувствуется столько детскости, беззащитности и трогательности, что видишь в них именно ранимые детские души.

Постановка Яны Туминой – спектакль-сказка для взрослых, который обязательно нужно смотреть с детьми. Пусть они, как ревнивый Миша, учатся делиться с теми, у кого больше ничего нет, правильно выбирать друзей, на которых можно положиться в беде, быть преданными, как Паша, который не бросил сестрёнку в детдоме и не уехал к отцу в Красноярск, и великодушными – как Мира, после недолгих колебаний усыновляющая детей. Дай Бог, этот исключительный спектакль поможет кому-то принять такое важное жизненное решение и спасти не одну искалеченную детскую судьбу из приюта.

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии предоставлены МДТ

Добавить комментарий