Вы здесь
Главная > Театр > 30 лет Театру Дождей: «Какой же Питер без Дождей?»

30 лет Театру Дождей: «Какой же Питер без Дождей?»

«Возьмите зонт. Возможно, пойдет дождь» — помните знаменитую фразу из спектакля «Странная миссис Сэвидж», ставшую одной из визитных карточек Театра Дождей? К этому совету, несмотря на дату (12 января всё-таки на дворе!) прислушались – и не зря! — сотни зрителей, прибывших на юбилейный творческий вечер Театра Дождей «30+». Праздник проходил на Большой сцене Молодёжного театра, способной вместить если не всех, то по крайней мере большинство желающих – в отличие от родного дома 130 на набережной Фонтанки с залом на всего 45 мест, куда билеты разлетаются не то что за часы – за считанные минуты после начала продажи!

В преддверии праздника состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали художественный руководитель Наталья Никитина, хореограф Сергей Меркулов, артисты Анастасия Никитина, Елена Сапронова, Анастасия Тилина и Роман Фёдоров. Конечно, больше всего говорили на самую острую и больную тему – о новом доме для театра, поисками которого труппа, уже давно привыкшая не полагаться на кого бы то ни было, занялась сама – и нашла. Впереди ещё множество преград и бюрократических проволочек, но как же хочется верить, что переезд не за горами, и следующие праздники и юбилеи театр встретит на новой просторной сцене!

Обсудили на пресс-конференции и творческие планы коллектива. По признанию Натальи Васильевны, критерий выбора литературной основы спектакля прост: «Оно должно меня волновать. Должно хотеться поговорить со зрителем на ту тему, которая меня волнует. А ещё я стараюсь думать о том, кто из актёров нуждается на сегодняшний день в качественно новом, кто не получал интересных ролей».

В планах на этот год — детский спектакль по произведению «Самсон и Роберто. Неожиданное наследство» норвежского писателя Ингвара Амбьернсена, который поставит Эльвира Шестерненко.

«Вообще в репертуаре театра сейчас 24 спектакля, и мы не успеваем их играть полноценно — между спектаклями большие перерывы. Это плохо и для зрителей, и для актёров,- говорит Наталья Никитина. – Примерно раз в два месяца я сажусь и думаю, какой из них снять – и не могу выбрать, потому что каждый по-своему дорог и важен и, к счастью, все они востребованы. Конечно, «Поминальная молитва» продаётся лучше, чем «Белые флаги» — шире охват людей, которым эта тема близка и понятна. Но «Белые флаги» — совершенно особый спектакль, и если его убрать из репертуара, палитра сильно обеднеет. Я восстановила бы и «Снежную королеву», и «Три сестры» – не скрываю, что это мой любимый спектакль. С удовольствием вернула бы и «Эвридику».

Много в этот вечер и ностальгировали – с теплотой вспоминая далёкое 7 января 1990 года – день появления на свет театра — и первый спектакль – новогоднюю сказку «Тик-так, тик-так, время- это не пустяк!», и первый состав труппы из 25 человек, большинство из которых прошли эти 30 лет бок о бок с коллегами, ставшими настоящей семьёй. «Всё строилось на любви, взаимном уважении и доверии. Всё в Театре Дождей так же и сейчас, ничего не изменилось. Приобретаем опыт, но не теряем себя» — хором сказали участники пресс-конференции. И поспешили на генеральную репетицию.

Задолго до официального начала праздника фойе постепенно наполнялось зрителями в радостном предвкушении – и их ожидало множество приятных сюрпризов – от предсказаний судьбы до фотосессии с весёлыми мимами, беспроигрышная лотерея с чудесными сувенирами, мастер-класс по раскрашиванию белых ворон – символа театра.

И вот погас свет, и началась настоящая сказка! На сцене возник ТеремОк, а в нём – Старушка Сказочница (Вячеслав Викторов)! В шутливой стихотворной форме она изложила многострадальную историю Театра Дождей, вынужденного ютиться в подвале, и, пожалев Домового (Иван Кожевников), из-за тесноты потерявшего приют, выдала ему клубок-навигатор (беспроводной!), который должен помочь и дать решение на вопрос – «Как выйти театру из подвала?». К каким только советчикам не привёл Домового клубок! Водяной (Валерий Саломахин), к примеру, посоветовал оптимизировать афишу спектаклей – и правда, зачем ставить целых три произведения Чехова? Можно «Чайку», «Три сестры» и «Дядю Ваню» объединить..в балет! Cказано – сделано! И вот уже неподражаемые Александр Маков, Александр Иванов и Анастасия Никитина от души хулиганят на сцене под хит Max Raabe – Oops! I did it again.

А может, прислушаться к тому, к кому постоянно взывают работники культуры? «Ёперный Бабай» (Александр Маков) предлагает превратить пьесу Григория Горина «…Забыть Герострата!» в оперу – несомненно, более зрелищную и величественную, чем драма! Смеясь до слёз, зрители не перестают аплодировать коварному Герострату (Александр Шведов) и соблазнительной Клементине (Анастасия Никитина), трансформирующих знакомый сюжет в песенной форме. А как великолепно исполняет партии хор, старательно внимая дирижёру (Ксения Карамышева)!

Кощей (Александр Иванов) же считает, что все беды от женщин, захвативших власть — в самом деле, ведь художественный руководитель, директор, главный администратор, зам.художественного руководителя по связям с общественностью и пиарщик в Театре Дождей – женского пола! Харизматичный Илья Божко представил два невероятных танца, которым позавидовали бы многие танцевальные труппы, в исполнении мужского коллектива театра– зажигательный канкан и полный страсти мюзикл-трагедию – аллюзию одновременно и к «Чикаго», и к спектаклю «Белые флаги», созданный совместно с хореографом Сергеем Меркуловым.

Каждый номер на вечере был истинным бриллиантом, полным вдохновения и страсти. Пожалуй, самое яркое впечатление оставило появление во плоти тех самых «Чернухи» (Анастасия Тилина), «Порнухи» (Элина Аксёнова) и «Бытовухи» (Ксения Розова) – трёх «дам», которых театр не примет в своё лоно никогда несмотря на моду и мнение театральных критиков.

Второе отделение юбилейного вечера состояло из концерта по заявкам с ведущими Александром Ивановым и Еленой Кохоновер. Музыкальная программа перемежалась поздравлениями – как от официальных лиц (глава администрации Адмиралтейского района Светлана Викторовна Штукова), так и от друзей: поздравил коллег артист Сергей Паршин, композитор Константин Арбенин, режиссёр Семён Яковлевич Спивак и вся труппа Молодёжного театра, а Владимир Леви и группа «Тамбурин» исполнили щемящую «Далеко-далёко» из спектакля «Тряпичная кукла».

Временами на проекторе будто перелистывалась книга памяти — мелькали кадры фотохроники спектаклей Театра Дождей прошлых лет и десятилетий. Со слезами на глазах почтили и артисты, и зрители друзей театра, безвременно ушедших навсегда.

Отдельно хочется отметить церемонию награждения зрительской группы поддержки, творящей настоящие чудеса. Ведь именно благодаря инициативной группе, запустившей петицию «Дом Дождям», которая привлекла внимание СМИ и властей, новый дом для театра потихоньку становится не зыбкой мечтой, а обретает реальное воплощение. Поспособствовали зрители и выдвижению любимого театра на соискание премий «Звезда Театрала» и «Признание» от портала Фонтанка.ру! Феномен Театра Дождей, сумевшего выжить в самые тёмные для страны, смутные времена, не расплескав самобытность, не предав себя и свои идеалы, кроется именно в них — зрителях. Пожалуй, ни один другой театр Петербурга (а, возможно, и во всей России) не получает такой огромной поддержки и любви. И Театр Дождей отвечает зрителям взаимностью, как путеводная звезда проводя их сквозь десятилетия, наполняя сердца благостью, светом и добром.

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии Андрея Кириллова

Добавить комментарий