Вы здесь
Главная > Театр > Три товарища: о чём молчит балет?

Три товарища: о чём молчит балет?

Задумывались ли вы хоть раз после посещения любимого балетного спектакля о жестокой изнанке танцевального мира? О страхах артистов балета, об их раннем выходе на скудно оплачиваемую пенсию, о травмах и жестокой конкуренции, о том, стоит ли добиться признания, поступившись принципами, и каково это — оставаться на второстепенных ролях, вечно в тени примы? Эти и многие другие острые темы балетного закулисья были подняты на спектакле «Три товарища?», премьера которого состоялась в Приюте комедианта 30 ноября.

 

Идея и концепция постановки принадлежат Юрию Смекалову, выдающемуся хореографу и режиссёру, солисту Мариинского театра, обладателю Национальной театральной премии «Золотая Маска», основателю независимой танцевальной компании M.A.D. Company. Смекалов уже раздвигал границы миниатюрной сцены Приюта комедианта до масштабов вселенной, погружая зрителей в космическое пространство балетного спектакля «Солярис». И вот — новый вызов – заставить артистов балета говорить на сцене, да что там говорить, играть наравне с драматическими артистами, которые, в свою очередь, будут танцевать!

Первоначально задуманная как книга, вобравшая в себя множество историй, смешных и грустных, происходивших за долгие годы работы с Юрием Смекаловым и его коллегами и друзьями, в конечном итоге идея воплотилась в постановку – с помощью популярного современного драматурга, автора «БеспринцЫпных чтений» Александра Цыпкина.
Юрий Смекалов сыграл роль одного из товарищей сам, две другие отдав Александру Челидзе, частому гостю танцевальных фестивалей, преподавателю, а в прошлом участнику танцевальной компании легендарного Саши Кукина, и бывшему коллеге по Театру балета Бориса Эйфмана — Виталию Куликову, в настоящее время исполняющему драматические роли. То, что имена героев и артистов совпадают, еще больше убеждает в правдивости рассказов, звучащих со сцены.
Итак, в центре повествования – три друга – Юрий, Саша и Виталий, посвятивших свои жизни балету.

Юрий, талантливый исполнитель классического танца, видит в себе сплошь недостатки — негодует на большую пятку и отсутствие подъёма и планирует после скорого окончания карьеры искать работу в другой области. Саша, мастер контемпорари, работает в мимансе и жалуется на то, что современные кампании танца в России не выживают – но уехать за границу и попытаться найти применение там боится. Виталий, артист кордебалета, мечтающий исполнять женские партии, до сих пор словно заперт в теле провинившегося ребёнка, не оправдавшего ожидания взрослых.

После монолога каждый товарищ обнажает душу в танце – классическом нежном (Юрий Смекалов), современном дерзком и яростном (Александр Челидзе), экспериментальном и неожиданном (Виталий Куликов) – с партнершей, которая занимает особое место в сердце каждого (великолепная и каждый раз такая разная солистка Большого театра Виктория Литвинова).

Есть ещё два героя в спектакле — талантливая балерина Кристина ван Рейн, обласканная критиками и покинувшая Россию 20 лет назад, и айтишник-романтик Артём (в глубине души мечтающий о певческой карьере), влюбленный в Кристину и прилетевший к ней на премьеру. Только почему так грустят они при упоминании этого слова – премьера?
В начале спектакля героев отделяет от зрителей прозрачная ширма, которая раздвигается, давая возможность ненадолго заглянуть в мир закулисья. Артём (Иван Батарев) и невидимая до поры до времени Крис (Виктория Литвинова) общаются по телефону, пока он мчится к ней на машине (иллюзию движения создаёт видеоэкран с проносящимися автомобилями, крутящиеся колёса машины и дальний свет прожекторов – фар). Крис делится с Артёмом смешными и невероятными историями из балетной жизни, говорит, что скучает по русской водке, негодует на зрителей, спешащих в гардероб во время поклонов исполнителей, ведь они не просто обижают – они крадут душу артиста. А ещё признаётся, что самый сильный, животный страх испытывает во время триумфа – аплодисментов — вдруг это последние овации в жизни? А ведь главный танец – с тем, кого по-настоящему любишь — ещё не исполнен…

Благодаря тому, что в спектакле описываются реальные истории, смотрится он необыкновенно динамично – зрители словно подглядывают за разговором разоткровенничавшихся друзей. Живые, ироничные диалоги и цитаты наверняка уйдут в народ – настолько они точные и хлёсткие: «Балет – это беспощадно», «Квартиры балеринам дают, если они…дают».

Отдельно стоит упомянуть великолепное музыкальное оформление – специально для спектакля струнный квартет «Измайловский» создал и виртуозно исполнил оригинальную оркестровку Роберта Шумана.

Постановка отчасти перекликается с одноименным произведением Эриха Марии Ремарка – темой крепкой мужской дружбы, пронесенной через годы, дыханием смерти, которая всегда бродит где-то неподалёку, обречённостью и понятием «потерянного поколения». Так же, как юноши, вернувшиеся с фронта и пытающиеся обрести покой в душе и адаптироваться к мирной жизни, герои стараются осознать, чем заниматься дальше, после завершения карьеры. Как найти в себе силы жить без главного наркотика – сцены, возможно ли найти новое применение своим талантам? А главное – как не предать себя, своё тело и дух? Ведь, как верно подмечает один из героев, «дар есть у всех, но его активировать надо».

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии Юлии Михеевой

Добавить комментарий