Вы здесь
Главная > Театр > Будущее примет всех, не с первого раза так со второго

Будущее примет всех, не с первого раза так со второго

Если Вы считаете, что историческая сцена Александринского театра способна только на классические постановки, идите на «Баню». Обновленная работа режиссера Николая Рощина по мотивам пьесы Владимира Маяковского, премьера которой состоялась 13 декабря, удивит.

Пьесу «Баня» Владимир Маяковский написал в 1929 году по заказу Всеволода Мейерхольда. По тем меркам премьера провалилась. «Зрители, — писал В. Маяковский, — до смешного поделились — одни говорят: никогда так не скучали; другие: никогда так не веселились». Главная же претензия критиков формулировалась вопросительно: «где коммунисты, где рабочие?». Из репертуара спектакль сняли все-таки «за остроту».

Известных постановок пьесы в истории не наберется и десятка, а вот Николай Рощин ставит ее дважды. Первая премьера датируется мартом 2017 на Новой сцене. С тех пор поменялись актеры и некоторые мизансцены. Осталась смелость, с которой Рощин видит материал, перемешивает эпизоды и осваивает сценическое пространство.
Вообще, приятно смотреть, на что способен театр, у которого есть деньги. Представьте себе, персонал во фраках провожает до места, мягкие кресла обиты бордовым бархатом, в свете люстры блестит позолота на лепнине, украшающей ложи, шею может заклинить пока до третьего звонка рассмотришь все рисунки на потолке. На сцене же гигантская кукла Маяковского застрелится на ваших глазах, подъемные механизмы делают из конструкции высотой с трехэтажный дом, то стену с мультимедийным экраном, то пол, по рельсам ездит вокруг стола начальственное кресло, с полотка спускается огромный незаконченный портрет, переодетый в женский костюм мужчина с красным кубом на голове управляет катаниями актеров на гримерных столах. Чистый зрительский восторг от минимализма, технических чудес, масштаба и эклектики.

«Зачем это все непонятное за государственные деньги?» Приятно смотреть, как реализуется классическое произведение в руках смелого и современного режиссера. Мысль Рощина продолжает и раскрывает мысль Маяковского, сатирическая пьеса с цирком и фейерверком становится спектаклем в спектакле в полной мере. На сцене будет «режиссер» (Степан Балакшин), приемная комиссия из членов партийной верхушки, и «переделывать» постановку под пожелания комиссии режиссер будет прямо на ваших глазах: «Танцуйте направо с видом Второго интернационала… Протягивайте щупальцы империализма… Нет щупальцев? Тогда нечего лезть в актеры. Протягивайте что хотите». Если не обращаться к оригинальному тексту, можно предположить, что и это писал Маяковский. Что же до оригинального текста – тонкая обличительная сатира автора сохранена и подана великолепно. Я принадлежала к числу тех, кто никогда так не веселился.

Сюжет выстроен вокруг изобретения машины времени, изобретатели хотят получить государственное финансирование. Бюрократической машине не до них – мебель не куплена, портрет не дорисован, отпуск не отгулян. Их ходатайству отказывают. Но гостья из будущего является в назначенный срок и забирает всех в страну победившего коммунизма. «Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью» Финала у спектакля два, выберите тот, который по душе.

Текст Катерины Егоровой

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий