Вы здесь
Главная > Театр > Ритуальные танцы и обряды: «Свадебка» и «Весна священная» на фестивале «Дягилев.P.S.»

Ритуальные танцы и обряды: «Свадебка» и «Весна священная» на фестивале «Дягилев.P.S.»

В Петербурге продолжается Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум», отмечающий в этом году десятилетний юбилей. Фестиваль был основан в год столетия Русских сезонов Сергея Дягилева. Тема «Дягилев.P.S» 2019 – «Наследие Ballets Russes в XX-XXI столетиях, «Русские сезоны» как источник вдохновения для современных хореографов.

22 ноября на сцене ТЮЗ им. А.А.Брянцева зрителям были представлены балеты по произведениям Игоря Стравинского — «Свадебка» и «Весна священная».
Легендарный спектакль «Свадебка» Татьяны Багановой, художественного руководителя екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» (к слову, одного из первых театров современной хореографии в России), поставленный в далеком 1999 году, стал визитной карточкой труппы.

По замыслу Стравинского, в его одноименном произведении главным «..было естественное чередование поэтических образов, рожденных древнеславянской обрядовостью». Спектакль обнажает мрачность и жестокость ритуалов древнего мира, без декораций и национальных костюмов навевая чёткие ассоциации и включая нашу родовую память.

В начале постановки главная героиня появляется с длинными распущенными волосами — символом свободы, а после знакомства и сватовства – с косой, насильно заплетенной семьёй будущего мужа. Хрупкая, угловатая и уязвимая, поначалу в боди, создающем абсолютную иллюзию голого тела, Она в буквальном смысле приносит себя в жертву (в определенный момент на сцене появляются железные кольца с цепями – кандалы) и танцует уже не так, как в начале – ярко и размашисто — временами натужно, подстраиваясь под пляску (жизнь) новой семьи. В финале Он окончательно подчиняет Её себе и своей воле, отрезая символ женской силы – длинную косу.

Колоритная, экспрессивная, полная потрясающей музыки, обрядовых хоровых песен, микса из современной хореографии и национального танца, постановка потрясает воображение, и через двадцать лет после создания демонстрируя новый, уникальный язык танца.

Вторым балетом вечера, также исследующим ритуалы и религиозные обряды, стала не менее значимая «Весна священная» от Eriu Dance Company в постановке Брендана де Галли. Её премьера прошла 10 августа 2012 года на соборной площади в ирландском городе Каван для 15 000 зрителей. Передать всю масштабность подобного представления на закрытой сцене ТЮЗ конечно невозможно, но удалось словно расширить пространство – выходом танцоров из зала и благодаря тому, что зрительские места расположены, наподобие Колизея, полукругом.
Брендан де Галли, бывший солист Riverdance, базируется на национальных традициях Ирландии и степденс, экспериментируя и привнося новое в существующие формы.

Яркие, импульсивные движения юных танцоров, стремящихся ввысь, будто существующих вне законов всемирного тяготения, сопровождаются надрывной композицией Стравинского в исполнении солистки ведущих французских оркестров Сабины Дюкро и ирландского пианиста и педагога Майкла Джойса.

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии Елены Резвовой и Declan Engish

Добавить комментарий