«Обломов – герой нашего времени?»

«.. А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... Обломовщина!» (И.А.Гончаров)

Все мы помним ещё со школы произведение Гончарова о ленивом барине, который не желает подняться с дивана и изменить что-либо в привычном жизненном укладе. С максималистской горячностью юности вставали мы на сторону «вечного двигателя прогресса» Штольца, безусловно принимая его за правильного и положительного героя. Тем интереснее теперь, по прошествии лет, посмотреть на знакомый сюжет с другой точки зрения. В 2019 году произведению Гончарова исполняется 160 лет, но актуальности своей оно не теряет - в этом лишний раз убедились зрители Театра имени Комиссаржевской 23 ноября – на премьере «Обломов» Леонида Алимова. «Сон и явь Ильи Ильича» - так охарактеризовал режиссёр новую постановку. Ещё перед началом спектакля восхищают декорации – парящие на прозрачных лесках кресла, стулья, буфет придают ощущение иллюзорности, сказочности и воздушности. Развевается белоснежной тюль, словно за ним – огромное окно в другую реальность, по периметру сцены расставлены банки с душистой сиренью – кажется, ещё чуть-чуть – и перенесешься в дворянское родовое гнездо.

Открывает спектакль сон Обломова (Егор Бакулин) - ностальгия по его счастливому безмятежному детству, когда рядом были родители, баловали его и не давали лишний раз трудиться и вообще проявлять любую физическую активность. Образ Мамы (Елена Андреева) – само воплощение нежности, любви и тепла. Она то напевает колыбельные, то рассказывает сказки, убаюкивая сына и пытаясь уберечь его от жестокостей внешнего мира. Во сне Илья Ильич бесконечно счастлив. Но вскоре иллюзорный мир рушится, вторгаются суровые реалии - то письмо от старосты из фамильного имения Обломовка о воровстве, то угроза выселения из квартиры . Досаждают и бесконечные визитёры, силящиеся встряхнуть прилипшего к дивану героя. Все они - обаятельный и экспрессивный Волков (невероятный Игорь Андреев, за пару минут влюбивший в себя весь зал увертюрой о своих «планах громадьё»), карьерист Судьбинский (Константин Демидов), который ищет выгоду даже в женитьбе, внимательный Доктор (Александр Макин) с дельными советами о необходимых изменениях в образе жизни, шумный и грубый Тарантьев (Евгений Иванов) - делают вид, что пекутся о здоровье друга, по-настоящему не интересуясь проблемами Обломова, а пытаясь воспользоваться его безотказностью и добротой, и выудить денег или парадную одежду.

Так постепенно отказывается от светского общества Обломов, ограничиваясь компанией верного слуги Захара (Анатолий Горин), поняв, что на самом деле он никому в этом мире не нужен. А если так, то к чему эта фальшь высшего света? «Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! ...Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...".

По-настоящему расшевелить Обломова удаётся прямому, деятельному и честному Штольцу (Родион Приходько), другу детства. И вот уже один из полноправных героев действа – тот самый диван на сцене – взмывает ввысь, а любимый засаленный халат сменяется на выходную одежду, и обновлённый, будто помолодевший Обломов знакомится с миловидной, трепетной и остроумной Ольгой Ильинской (Елизавета Фалилеева) - любовь настигает обоих как вспышка, как солнечный удар. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим». Но Обломов, словно мягкотелый Хоботов из «Покровских ворот», добровольно отказывается от собственного счастья – опасаясь боли и страданий, боясь подвести ожидания возлюбленной, он благородно уступает место невидимому сопернику, который будет наверняка лучшей партией для любимой. Постепенно Илья Ильич угасает в бездействии в компании ограниченной вдовы Пшеницыной.

Невероятно мощно играет Егор Бакулин моральное разложение героя, сохранившего чуткость и способность искренне радоваться чужому счастью. Тщетно силится Штольц спасти его из болота «обломовщины», буквально вытягивая за руки... словно уснув, Обломов покидает суетный мир и находит долгожданный покой.

Замысел Ивана Гончарова об особом нравственном пути человека, идущего против прогресса, намеренно живущего скромнее, чем мог бы себе позволить, выступающего против зависти и лицемерия внешнего мира, сквозь призму настоящего времени навевает ассоциации с внезапно ставшим модным дауншифтингом, благотворительностью, отказом от социальных сетей.и тлетворного воздействия СМИ. Так что, возможно, иногда полезно побыть (ненадолго!) мечтательным созерцателем Обломовым, отключившись от бесконечной суеты, гонки за деньгами, ненужного общения и пустой траты времени?

Текст Натальи СтародубцевойФотографии пресс-службы театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения