Вы здесь
Главная > Кино > «Грех» Кончаловского

«Грех» Кончаловского

Фильм «Грех» Андрея Кончаловского выходит в широкий прокат 14 ноября. Новая работа известного кинорежиссера посвящена гению и демонам Микеланджело Буонаротти. Это уже второй фильм о легендарном скульпторе, который выходит на отечественные киноэкраны в этом году. Разумеется, невозможно избежать сравнения! Кто же оказался точнее, интересней и смог наиболее ярко раскрыть историю гениального творца? Дебютант Эмануэле Имбуччи, чей фильм «Микеланджело. Бесконечность» был создан при поддержке музеев Ватикана, или двукратный лауреат Венецианского фестиваля, президент киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский, чей кинодебют состоялся в далеком 1965 году?

«Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины…«

Данте

Visione – видение. Так определяет жанр своего фильма сам Кончаловский, апеллируя к жанру, в котором работал Данте. И для режиссера поиск мистической связи с Данте становится одним из лейтмотивов жизни и творчества Микеланджело. Художника преследуют навязчивые пугающие образы: черный ворон кружит над его головой, змея скользит среди замусоленного тряпья, бездомные собаки в переулке оборачиваются бесами. Потерянный и полубезумный он бродит по Дантевским местам, терзаемый своими страстями.

«Мой фильм – это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой», — рассказывает Кончаловский.

И, действительно, куда больше внимания режиссер уделяет конфликту семейств Медичи и Делла Ровере, отношениям между Микелянджело и другими скульпторами, а также его учениками. Быт эпохи Возрождения обрушивается на зрителя во всей своей неприглядности и гротеске: помои, похоть, кровопролитие и безобразные пиры показаны крайне тщательно и достоверно. И здесь же – головокружительные пейзажи, роскошные палаццо и изящные статуи. А среди всего этого – маленький неказистый человек с хитринкой в глазах и сундуком золота под матрацем, гениальный человек.

Альберто Тестоне, непрофессиональный актер, но профессиональный ортодонт, сыгравший главную роль, удивляет внешним сходством с великим художником и тем, насколько он органичен и достоверен в образе Микеланджело. Его появление на экране — результат огромной работы, проделанной при подготовке к съемкам. Кастинг продлился восемь месяцев! Большая часть актеров в фильме – не профессионалы, а жители Каррары, потомки тех самых каменотесов, которые добывали знаменитый мрамор для Микеланджело. Специальная команда буквально выискивала их на улицах! С огромным трудом и вниманием к деталям была выбрана фактура для съемок, восстановлены интерьеры и постройки. Все это оказалось возможным благодаря щедрой финансовой поддержке генерального продюсера фильма Алишера Усманова.

Тестоне не сразу принял предложение сыграть Микеланджело: «Когда я понял, что меня могут выбрать для съёмок в фильме Андрея Кончаловского, я был невероятно рад, но почти сразу же я осознал, что это огромная ответственность. Незадолго до начала съёмок у меня начались серьёзные проблемы со здоровьем, и так совпало, что меня утвердили на роль именно в тот момент, когда я должен был пройти курс сложных медицинских манипуляций. Я убеждён, что режиссёр считал эту информацию, увидел это в моих глазах. После того, как я ему рассказал, что со мной произошло, он ответил, что моё лицо рассказало ему об этом.  Я подумал, что я должен ему довериться и делать то, что он бы хотел, чтобы я делал. Работать с Кончаловским было крайне интересно. Мы изучали текст сцены, а сразу же после того, как мы эту сцену репетировали, мы полностью её изменяли и начинали всё заново, и в этой спланированной режиссёром импровизации рождался образ Микеланджело».

Микеланджело Кончаловского — кающийся грешник, импульсивный и страстный, лукавый и коварный, мнительный и завистливый, ревнивый и гордый, алчный, упрямый, сомневающийся. Художник, которого Папа нарекает Божественным: «Divina!», но тот отрицает свою божественность, говоря: «есть только один Божественный – Данте!» В конце Микеланджело говорит о том, что хотел, чтобы его работы приводили людей к Богу, но никто не молится перед ними, люди лишь восхищаются их реалистичностью, пластичностью мрамора, становящегося похожим на живую плоть в руках мастера. Скульптор просит совета у Данте и, наконец, тот отвечает ему…

«Грех» может как стать тяжелым испытанием для неподготовленного зрителя, так и открыть ему особый путь к творчеству гениального художника. Важно понимать, что это не фильм-экскурсия по наиболее известным шедеврам, а подъем в горы без дорог и страховки, подобный тому, который совершает сам герой. Это небольшой фрагмент жизни уже зрелого скульптора, который, с одной стороны, создан с большим вниманием к деталям и опирается на оригинальные документы и факты о жизни Микеланджело, с другой – это видение Кончаловского на тему жизни этого невероятного человека.

И здесь хочется вернуться к упомянутому ранее фильму Эмануэле Имбуччи. «Микеланджело. Бесконечность» — это современный документальный фильм, который, кажется, совершенно противоположен картине Кончаловского. Фильм сосредоточен вокруг духовных терзаний художника, рассказывает всю историю его жизни и завершается не новой надеждой, которая брезжит в глазах получившего свой ответ Микеланджело Тестоне, но трагическим разочарованием и одиночеством человека, отдавшего всего себя искусству и не получившему в конце пути ни ответов, ни удовлетворения. Не случайно было упомянуто, что фильм Имбуччи получил поддержку музеев Ватикана: с ним стоит ознакомиться хотя бы ради блестяще продемонстрированных работ Микеланджело. Картина получила премию «Давид ди Донателло» за лучшие визуальные эффекты. Основой для фильма стали знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, современника и ученика Микеланджело.

Однако, нельзя сказать, что один фильм в чем-то превосходит другой. Если упростить, фильм Кончаловского о человеке, живущем мещанскими ценностями, но ищущем Божественное, а фильм Имбуччи о поэте, сокрушающемся о том, что за свою долгую жизнь, он так и не смог обрести земного счастья. И в каждом фильме – невероятный визуал. Поэтому мы бы хотели порекомендовать пытливому зрителю к просмотру оба, причем именно на большом экране, чтобы в полной мере насладиться пейзажами Италии и работами Микеладжело. И, конечно, перед просмотром любого из фильмов стоит ознакомиться с книгой Вазари, поэзией Микеланджело и «Божественной комедией».

Текст: Александр Шек

 

Добавить комментарий