Здесь все неправда, все не так

17 октября в театре «Буфф» состоялась премьера спектакля «Коломба, или бумажные розы» по пьесе Ж. Ануя «Коломба». Режиссер-постановщик – н.а. России Исаак Штокбант, режиссер – з.а. России Ника Козоровицкая.

События в «Коломбе» протекают во Франции. Время действия не указано, что не вызывает вопросов, так как все, что мы видим, происходило, происходит и будет происходить во все времена. Молодой человек Жюльен (Вячеслав Семенов) уходит в армию, оставляя свою юную симпатичную жену Коломбу (Екатерина Конопацкая) одну с маленьким ребенком на руках. Денег у них нет, потому, чтобы хоть как-то облегчить их существование, Жюльен приводит жену в ненавистный ему с детства театр с тем, чтобы попросить свою мать – великую трагическую актрису мадам Александру (з.а. России Ника Козоровицкая) – позаботиться о Коломбе и ребенке. Так девушка попадает в мир театра…

«Коломба, или бумажные розы» позволяет заглянуть за кулисы и увидеть, как и чем живут актеры, что происходит с ними после того, как они уходят со сцены, собрав букеты и овации поклонников. И то, что открывается зрителю, вряд ли можно назвать приятным зрелищем: перед ним расстилается целый мир пороков. Мы видим звезду театра, мадам Александру, которая считает себя уникальной. Она презирает окружающих, находит всех вокруг бездарностями, не считается с чувствами и желаниями других людей, причем неважно – сотрудник ли это театра, поклонник или свой собственный ребенок. Мы наблюдаем за директором театра Дефурнетом (Виктор Янишевский), у которого в кабинете стоит засаленный зеленый диванчик, и все, от парикмахера до примы театра, знают и о диванчике, и о тех, кто на нем посидел. Одно упоминание данного предмета мебели вызывает у всей труппы презрительный едкий смех, а тебе от этого становится мерзко и противно. Не отличаются благочестием и поэт Эмиль Робине (з.а. России Сергей Магиленич) с актером Дюбарта (з.а. России Евгений Александров), у которых пусть и нет отдельных кабинетов с диванчиками, зато есть уютные небольшие квартирки, куда они с завидным постоянством и азартом охотников приглашают новеньких молоденьких актрис – над ролью поработать да по четвертушке портвейна пропустить.

Помимо разврата, царящего в театре, в храме Мельпомены процветает лесть. Более того, лесть настолько глубоко проникла под кожу здешних обитателей, что служит им уже не столько средством достижения цели, сколько воздухом, которым те дышат. Нужно добиться аудиенции мадам Александры? Арман (Андрей Подберезский) легко это устроит, подобрав верные слова-ключики к самовлюбленному характеру актрисы. Нужно помочь нуждающимся? Секретарь Ласюрет (з.а. России Мурад Султаниязов) сыграет на ревности и зависти примадонны.

Но что делать, если ты – не директор театра и не известный актер? Пресмыкаться перед небожителями. Ведь у тебя семья, дети, да и самому тебе надо жевать, желательно – три раза в день. Вот и ходишь ты, согнув спину, которая по прошествии десятилетий с каждым разом все труднее и труднее разгибается после очередного выхода из гримерки, да как попугай повторяешь «наша дорогая мадам», мечтая в душе сказать все, что ты думаешь на самом деле. Однако именно эти люди – секретарь Ласюрет и костюмерша мадам Жорж (Илья Кузнецов) – сохраняют человеческие черты, им не чужды сострадание, понимание, утешение.

Попадая в храм разврата, лжи и цинизма после двух лет совместной жизни с мужем, придерживающимся строгих правил и взглядов на жизнь, Коломба, как в омут, ныряет в новую жизнь. За небольшой период времени она проходит путь от забитой серой мышки до блистающей на сцене актрисы, купающейся в лучах славы. Однако что у нее остается? Лейтмотивом постановки служит композиция о театральном закулисье. Актеры с необыкновенной серьезностью и проникновенностью поют о том, что «Здесь все неправда, все не так», что «Здесь бумажные розы свежее живых».

Музыку к спектаклю написал н.а. России Максим Дунаевский, автором текстов песен выступил з.а. России Николай Денисов. Будучи созданным в жанре «мюзикл», спектакль пропитан песнями, которые призваны помочь отразить внутренние переживания героев. Именно через арии, например, перед зрителем предстает вражда между двумя братьями и адюльтер Коломбы.

Перенестись в храм искусства помогают декорации, созданные Яной Штокбант. У зрителя есть возможность наблюдать за персонажами и на сцене, и в гримерках, и в коридорах. Причем грамотное распределение пространства помогает переноситься из одной локации в другую за доли секунды.

Подчеркнуть воздушность и своеобразный взгляд на мир людей искусства призваны костюмы, созданные также Яной Штокбант. И правда, глядя на героев, одетых кто в лиловые штаны, кто – в платье в пол и широкополую шляпу и т.д., сразу становится понятно, что перед нами – артист.

«Коломба, или бумажные розы» рассказывает о жизни, театре и жизни в театре. Рассказывает открыто, без прикрас, кокетства и жеманства. Если вы всегда мечтали заглянуть за кулисы, данный спектакль даст вам такую возможность, причем он действительно поможет увидеть то, что скрывает фасад.

Текст: Любовь Марьина

Фото с официального сайта театра "Буфф"

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения