Вы здесь
Главная > Театр > Тождество Эйлера

Тождество Эйлера

Трепетно подходить к выбору спектакля, особенно если дело касается современного искусства. «А вдруг я ничего не пойму?» «Вокруг меня будут ходить люди с умными лицами, и будет казаться, что все всё понимают, а я нет?» В новом спектакле «Тождество Эйлера» любопытство страх перевешивает, потому что в анонсе после фраз «оммаж», «абстрактной сущности математики» и «теории Пуанкаре» написано: «единственный в Санкт-Петербурге спектакль без актеров, но с одиннадцатью ноутбуками». А это не хотелось бы пропустить.

За последние 10 лет режиссерская выдумка чего только с актерами не делала – лишала декораций, одежды, интонаций, голоса, резала и перемешивала текст, заменяла слова пластикой, прогоняла с театральных сцен в катакомбы, на улицы и на крыши, пока, наконец, режиссер Олег Христолюбский не убрал актеров совсем, заменив их записью голосов, одиннадцатью ноутбуками, синтезатором и проектором.

Олег Христолюбский — выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова и РГИСИ, сейчас главный режиссер лесосибирского театра «Поиск», что не мешает ему участвовать в фестивалях и лабораториях в разных частях страны.

Его вдохновляют эксперименты с интернет-пространством, театр Робера Лепажа, Роберта Уилсона, Эймунтаса Някрошюса и Андрея Могучего. Где и что бы он не ставил, его постановки объединены стремлением к горизонтальной прозрачности, обращениями к перформативности, видеоарту, искусству новых медиа, видео инсталляциям. Премьерный показ «Тождество Эйлера» не только не исключение, но самое настоящее тому доказательство.

Тревога остаться глупеньким недотепой на празднике современного искусства рассеивается, как только входишь в зал. Пространство занято огромным количеством предметов и поделено на несколько функциональных зон. Проектор высвечивает на кирпичной стене название и участников постановки. В комнате компьютерный стол, кухня, матрас на полу, трюмо, корзина из супермаркета, кресла с журнальным столиком. И все это обильно завалено барахлом, знакомым любому ребенку 90-x – коробка с бисером, видео и аудио кассеты, проигрыватель винила, гирлянды, платья и белье, лаки еще без приставки «гель».

Если великолепие формулы Эйлера ускользнуло от гуманитарного ума даже после прочтения Википедии, то история, разворачивающаяся в театральном пространстве, окажется знакома любому вошедшему – студентка Маша и ее младшая сестра Катя живут вдвоем после смерти матери, перебиваются сдачей квартиры и иногда продают вещи, когда прижимает. У Маши появляется девушка Дина, переселяется к ним жить. Кате она не нравится. У Маши появляется Коля. Коля не нравится Дине. Все становится сложно. Маша возвращается в точку ноль, чтобы начать все заново. Разве не одно и то же происходит каждый час, каждый день, каждый век? Разве проблемы людей не одни и те же? Можно делать, как захочешь, и не ошибешься, потому что все это много раз было и много раз будет. Не обязательно умом понять Тождество Эйлера, чтобы почувствовать к нему бытовую сопричастность.

Зритель волен собрать сюжет в любой последовательности – рядом с каждым ноутбуком есть напечатанное короткое описание сцены. В наушниках – диалоги персонажей, роли озвучивают актеры Надежда Алексеева, Полина Теплякова, Адель Валлиулина, Владимир Кузнецов. Зритель волен послушать их сколько угодно раз или что-то из них не слушать вовсе. Нет и финала, можно прилечь, присесть, развлечь себя узнаванием и рассматриванием предметов, встать в сторонке наблюдать за эмоциями на лицах вошедших, а потом отправиться слушать по новой. В какой-то момент оказывается, не заметил, как прошло без малого два часа, а число зрителей, одновременно существующих в пространстве, переваливает за 30. Каждый из которых соберет их кусочков какой-то свой паззл.

«Идите. и погружайтесь в вечность» — пишет про спектакль в соц.сети Олег Христолюбский. Даже если вы ни слова не поняли из анонса, погружение пройдет интересно и безболезненно.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий