Летняя лаборатория фигуративного театра

С 1 по 28 июля на базе петербургского театра кукол «Karlsson Haus» планируется проведение IV Летней лаборатории фигуративного театра (ЛЛФТ). За это время двадцать профессиональных актёров, режиссёров и художников познакомятся с творческими методами четырёх педагогов: Татьяны Гордеевой из России, Наташи Беловой и Николь Моссу из Бельгии, Дуды Пайвы из Нидерландов. На открытые показы, завершающие обучение в каждой мастерской, может прийти любой желающий.Термин «фигуративный театр» не является общепринятым: он по-разному используется и в театроведческой литературе, и в театральной практике. В названии лаборатории таким образом отражена главная тенденция развития современного театра кукол – на смену работе с антропоморфной куклой пришло создание образов с помощью предметов, фактур, пластики и иных визуальных средств.Первая ЛЛФТ была посвящена Петербургу: его мифам, легендам и художественным произведениям, связанным с городом. Результатом стали четыре показа мастерских, возглавляемых известными режиссёрами и педагогами — Алексеем Лелявским, Яной Туминой, Анной Ивановой-Брашинской и Евгением Ибрагимовым. В двух мастерских изучали свойства и художественные возможности определённых материалов: Яна Тумина работала с водой, а Анна Иванова-Брашинская – с белым листом бумаги. Под руководством Евгения Ибрагимова группа исследовала возможности инсталляции, а Алексей Лелявский не ограничивал участников в выборе и предложил работу с различными фактурами и звуками.Иногда творческие поиски приводили к рождению образов, поражавших своей точностью и поэтичностью. Например, в мастерской Алексея Лелявского сочинили этюд, главным героем которого стал Чижик-пыжик. Согласно петербургской легенде, «чижиками-пыжиками» прозвали студентов Императорского училища правоведения. Кроме того, на набережной Фонтанки сегодня можно найти памятник чижику-пыжику, созданный Резо Габриадзе. Фактура для этюда была найдена точно: тонкая проволока, появлявшаяся из-под пыжиковой шапки-ушанки. Едва заметный материал ассоциировался с голодным студентом, которого буквально качало на ветру. Музыкальным сопровождением этюда стала главная тема фильма «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии. Фактически, в небольшом мотке тонкой проволоки, никак не декорированной, но оживавшей в руках кукольника, было заключено множество образов, тесно связанных друг с другом: начиная от прямой ассоциации с прообразом из легенды, заканчивая сотворчеством Резо Габриадзе и Георгия Данелии.Вторая ЛЛФТ вышла на международный уровень. Летом 2017 года мастерские возглавляли зарубежные режиссёры, яркие представители авторского театра кукол: Филипп Родригез-Жорда (анимация и манипуляция в актёрском тренинге), Гэвин Гловер (Micro Cinema Theatre – использование микровидеокамер и видеопроекции), Фабрицио Монтекки (театр теней), Аньес Лимбос (театр объекта). В отличие от первой лаборатории, вторая была в большей степени ориентирована на проведение актёрских тренингов и изучение участниками авторского метода, чем на создание завершённых сценических произведений. В связи с этим показы были проведены в формате открытых уроков и репетиций.Одной из задач мастерской Гэвина Гловера стало исследование самого момента рождения метафор и смыслов. Группа актёров была занята импровизацией на сцене, работая с предложенными предметами и сочиняя этюды на разные темы. В это время на экран позади актёров с помощью специальной микрокамеры выводились абстрактные картины, создаваемые другими участниками красками, всевозможными материалами и инструментами. Образы, сочинённые второй группой, иногда оказывались точной атмосферной копией той истории, которая возникала в этюде первой. Или, наоборот, становясь контрапунктом, они дополняли бытовой игровой сюжет и превращали его в объёмное философское высказывание.Следующим летом знакомство с западной театральной школой продолжилось: в качестве мастеров ЛЛФТ выступили Рене Бейкер (Великобритания), Полина Борисова (Франция), Давиде Джиовандзана (Финляндия-Швейцария). Четвёртым педагогом был повторно приглашён Филипп Родригез-Жорда, и в этот раз он предложил каждому участнику лаборатории сделать первый шаг на пути к воплощению в жизнь собственного проекта. На открытом показе этой мастерской студенты демонстрировали публике созданные за неделю макеты и рассказывали о своих замыслах. Во время обсуждения работ со зрителем Филипп Родригез-Жорда поделился размышлениями о том, насколько решительность и личная ответственность за свой творческий путь важны в условиях исчезновения границ между видами искусств и профессиональными обязанностями, возможности выбора независимого существования в рамках авторского театра.С одной стороны, сегодня опыты Лаборатории уже нельзя назвать единичными, ведь даже в государственных театрах кукол большая часть спектаклей создана с помощью таких инструментов. Но, с другой, событие всё же уникальное, так как в этом пространстве возможны самые радикальные эксперименты и, главное, живой и непредсказуемый творческий процесс, завораживающий и профессионалов, и широкого зрителя. А убедиться в этом можно, заглянув в июле в театр «Karlsson Haus».Текст: Мария ЛебедеваФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения