Узы вины

3 и 4 мая в Театре юных зрителей имени А.А. Брянцева был настоящий ажиотаж. Небывалый интерес театралов вызвал показ спектакля «Узник» культового британского режиссера Питера Брука.В одном из старейших театров России под руководством А.Шапиро регулярно проводятся международные фестивали. Показ спектакля приурочен к открытию XX международного фестиваля «Радуга», основная программа которого пройдет с 23 по 29 мая. Зрители увидят 14 премьер текущего и прошедших театральных сезонов из Франции, Великобритании, Швейцарии, Китая, Эстонии и России. Цель фестиваля – поиск современной драматургии и режиссеров, работающих с новыми формами. И в этом плане драматургическое направление, разработанное Питером Бруком, идеально подходит.Питер Брук – режиссер театра и кино, театральный критик и автор книг о теории театра. На почерк мастера большое влияние оказало отчуждение Брехта, «театр жестокости» Арто, работа с актерами К.Станиславского. Питер Брук стремился создать «Тотальный театр», динамическую систему, способную к быстрой эволюции.В своей книге «Пустое пространство» режиссер интегрирует лучшие техники своих предшественников в рамках совершенно уникального подхода, в котором четвертая стена между актерами и зрителями должна быть окончательно разрушена.В прямом смысле пустым кажется пространство сцены, на котором нет ничего, кроме пня и опилок. Пятеро актеров: Эрве Гоффингс, Васант Сельвам, Омар Силва, Калиасвари Сринивасан и Хэйли Кармайкл в самой обыденной одежде, джинсах и рубашках, босые, не изображают нечто пафосное, а просто и искренне рассказывают историю, свидетелем которой много лет назад стал сам Питер Брук.Будучи в Афганистане, режиссер испытал сострадание к человеку, который сидел напротив здания тюрьмы. Так несчастный должен был провести весь срок по решению судьи. Это зрелище настолько впечатлило Питера Брука, что он написал об этом в книге «Потоки времени», а затем год назад поставил спектакль совместно с Мари-Элен Эстьенн и актерами театра «Буфф дю Нор». «Узник» - это, прежде всего, притча. Основным символом ее становится священное дерево. Как правило образ дерева ассоциируется с осью мира или космической вертикалью. Деревьям поклонялись. Вокруг них устраивали священные танцы. Символ дерева также тесно связан с культом огня. И главный герой разводит прямо на сцене самый настоящий огонь, чтобы приготовить себе пищу и согреться.Отшельничество в пещерах и кельях – ритуал, который исполняется монахами разных религий для лучшего понимания себя, бога, мира вокруг. Люди выбирают многолетнее заточение в качестве кары или желая перейти на следующий уровень развития, зачастую и не подозревая, насколько на самом деле тяжело воспринимается изоляция от общества.Одиночество узника Брука – изоляция многократно усиленная. Его узника не сдерживают ни стены, ни цепи. Он волен идти куда угодно в любой момент, но он этого не делает, предпочитая год за годом оставаться на одном и том же месте. Он не сводит глаз со здания тюрьмы до тех пор, пока она не становится его частью. И когда сама тюрьма фактически разрушена, в его сознании она все также остается реальной.Держат узника на одном месте не только узы вины, но и нечто большее – а именно цель, поставленная его дядей, которая по-английски звучит – “to repair”. В переводе – восстановиться, исправиться, возместить, устранить, заживить рану, обновиться и уйти. В этой многозначности одного слова кроется и путь, и идея, достойная стать смыслом жизни. Так узнику можно покинуть свое заточение и вернуться к жизни тогда, когда он полностью осознает, что готов для этого. Мало простить себя за совершенное преступление. Нужно, как барон Мюнхгаузен, взять себя за волосы и вытащить из болота.Понимание сути притчи делает саму историю универсальной. Она могла бы произойти в любой стране. Само преступление также не столь значимо, сколь то, насколько виноватым после него чувствует себя сам преступник. Питер Брук выбрал очень шекспировский сюжет, словно зеркально отражающий «Гамлета». В «Узнике» убийцей отца становится сын, а дядя превращается в своеобразного учителя, который помогает искупить вину и найти свой путь. Обращение к Шекспиру не случайно. Питер Брук – постановщик многих пьес английского поэта и драматурга. Его постановка «Короля Лира» даже была с большим успехом показана в Москве и тогда еще Ленинграде в 1964 г.Чем же объяснить успех спектаклей Питера Брука? На практически пустой сцене актеры медленно и спокойно разговаривают, лежат, сидят, медитативно созерцают в полной тишине, иногда лишь прерываемой голосами птиц или исцеляющими звуками колыбельной. Без спецэффектов, смены декораций, кинопроектора и костюмов, пятеро людей держат зал в состоянии саморефлексии. Только фантазия самих зрителей дорисовывает лес, пустыню и здание тюрьмы. Даже в детской игре больше реквизита, чем у Питера Брука на сцене. Но в этом и ключ к разгадке. Для того, чтобы превратить неживой искусственный театр в живой и аутентичный, а спектакль в гениальное произведение искусства, актерам зачастую не нужно ничего преподносить в готовом виде, а достаточно только помогать зрителям обратить взгляд внутрь себя и найти все ответы там.Текст: Инна ЗайцеваФотографии предоставлены ТЮЗом имени Брянцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения