Вы здесь
Главная > Театр > Сходим за спичками

Сходим за спичками

На малой сцене ТЮЗа 7 и 8 мая состоялся премьерный показ спектакля «Спички» по пьесе современного белорусского драматурга Константина Стешика в постановке режиссера Артёма Устинова. На премьере побывала Катерина Егорова.

«Один человек однажды собрал все свои вещи, которых у него было не так много, и поехал с ними в лес. В лесу было темно и сыро, высокие старые ели даже не скрипели на ветру – и дождь не попадал на землю под ними, оседая на пути вниз на широких ветвях. Человек нашёл подходящее место, сложил на нем все свои вещи…».

Небритый молодой парень в бежевом плаще и небрежно надетой шапке высыпает на пол из небольшой спортивной сумки целую кучу спичечных коробков. Это Толя (Дмитрий Ткаченко) будем считать его центральным персонажем, так как он чаще всего появляется на сцене. У Толи есть жена, дочь и друзья. Жена работает допоздна. Дочери он читает на ночь сказки про волков и горцев. С друзьями встречается у подъезда, когда дочь уснет. Друг Максим (Никита Марковский) сочиняет песни и увлечен идеей осознанных сновидений. Друг Антон (Федор Федотов) изобрел способ проверки себя на одиночество при попытке самоубийства, сидя в озере и дожидаясь переохлаждения. В парке Толя ссорится с собачницей из-за того, что слишком часто курит и разбрасывает спички.

Константин Стешик создал пьесу-процесс. На первом месте не действия, а диалоги. Все движения выведены за текст. О том, что Максим попадает в больницу и умирает, мы узнаем из диалога Толи и Маши, жены Максима (Анна Слынько). О том, как трудно Маше справиться с потерей, мы поймем из их диалогов, когда Толя предложит Маше завести собаку, чтобы занять руки, и договорится пойти вместе искать собачницу в парке, чтобы узнать, кто продает щенков. Даже о том, что Толя умрет от ножевого ранения, нанесенного собачницей, мы узнаем только из разговоров Маши и Антона «Ощущение просто такое. Будто бы он тут сидел с нами — и на пару минут вышел. И сейчас вернётся» в одной из последних сцен. Можно предположить, что пьеса характеризует целое поколение не-действующих людей и отдельно поколение собачницы – людей озлобленных и защищающихся. Но это не точно.

Режиссер Артём Устинов и художник Егор Пшеничный из пьесы – процесса создают спектакль –действие. Их сценические решения позволяют думать, что что-то происходит. Сцена в виде сужающегося коридора, за счет прожектора и переносимой лавки становится то парком, то подъездом, то автобусной остановкой. В стенах слева и справа есть двери, из дверей появляются люди с волчьими головами в черных комбинезонах. Они приносят и уносят декоративные элементы после каждого действия: летающие голуби на стойках, бумажные цветы, значок автобусной остановки и дорога, советский телевизор. Собачница обута в тапочки с собачьими мордочками, будто в ногах у нее, действительно, путаются две шавки. Так действие «живет».

На Facebook было разгорался скандал – драматург оказался не в курсе постановки и узнал о ней только из афиш. Но быстро потух, так как Константин Стешик побывал на премьере и после написал у себя на странице: «Получился хороший спектакль. что-то новое я про себя узнал уже в бесчисленный раз. в этом, наверное, одно из главных чудес театра: можно смотреть и видеть как угодно. можно подсматривать в собственные сновидения, снящиеся другим людям. Спасибо всем, кто причастен.  (орфография и пунктуация авторская)

Зачем стоит прийти на спектакль? В первую очередь за спичками. Они тут в каждой сцене. «Кто-то сломался, кто-то зажегся, кто-то потух. – говорит режиссер Артём Устинов, — Когда человек уходит, это меняет все и странным образом не меняет ничего – просто начинается другая жизнь. Без него». Все мы очень хрупкие, а самое важное – в мелочах. Живя от события до события без внимания оказываются простое, маленькое. Стоит прийти, чтобы подобно Толе научиться беречь и собирать спички.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии ТЮЗ имени Брянцева

Добавить комментарий