Вы здесь
Главная > Театр > VGOSTI: один день 1898 года

VGOSTI: один день 1898 года

В марте Петербург стал на одну премьеру богаче. На этот раз не совсем спектакль, а погружение, эксперимент, отчасти иммерсивное шоу обещают в анонсе. В прошедший понедельник Катерина Егорова сходила посмотреть на исторический аттракцион “1898” в пространство VGOSTI.

Чтобы попасть VGOSTI, нужно спуститься на цокольный этаж дома №6 на Большом проспекте ВО. Это бывший доходный дом В.Ф Громова. В тот период в Петербурге не было частного жилья, и купить квартиру, как сейчас, было практически невозможно. Квартиры доходных домов сдавались людям самого разного социального статуса и достатка. В доме №6 например, в конце 19 века жил Н.Г Чернышевский. Говорят, что именно здесь он написал прокламацию “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”. И, вполне вероятно, ходил в какой-нибудь ближайший трактир отужинать. После отмены крепостного права кухарку в дом можно было только нанять за деньги, а готовить многие не умели, поэтому расцвел ресторанный бизнес. А заодно появилось много рабочих мест для бывших крепостных, которые теперь могли наниматься официантами и половыми. Именно трактир ждет вас за дверью, когда вы спуститесь вниз по лестнице. Барная стойка будет заставлена блюдами и напитками, в углу стоит патефон, зрители размещаются за столами, покрытыми белыми скатертями.

Перед началом спектакля руководитель и один из режиссеров Вера Журавлева представляет проект. Оказывается, изначально он задумывался, как развлекательный. Но изучение исторических документов, газет, журналов того времени показало, что история отличается от материалов учебников. Это направило художественную мысль авторов в иное русло — а что, если как можно точнее воссоздать быт, события и обстановку реально существовавшие 130-150 лет назад? Период времени был выбран специально, как “концентрат событий, которых не происходило в России ни до ни после”. С другой стороны из-за того, что авторы считают очень похожим, что происходит сейчас и то, что происходило тогда: бесплатное образование, большое количество трактиров уже с барными стульями и коктейлями, салат-баром, где можно есть много разных блюд в несколько подходов, только тогда это называлось “буфет”, расцвет “кружков” и профсоюзов.

Трактир не случайно выбран местом действия спектакля. Так же, войдя в это время в эту дверь дома №6 на Большом проспекте, вы могли застать на этих же местах столь же разношерстную публику от дворянина до картежника, как вечером понедельника в 2019 от завсегдатая бара на Думской до корреспондента журнала «Около».

Основные отличия от классического спектакля — за условленный час вам не придется сидеть на месте. Действие будет одновременно происходить в четырех комнатах. События развиваются в семье трактирщика. Надо придумать себе способ существования внутри спектакля: можете выбрать одного персонажа и ходить за ним, но вы должны понимать, что увидите историю только его глазами, и, наверное, какие-то события упустите, как это и происходит в жизни. Вы можете ходить по всем помещениям и смотреть спектакль фрагментарно, и, наверняка, соберете этот паззл. В отличие от иммерсивного шоу, как говорят авторы, спектакль предполагает интерактивные включения. Действительно, много раз актеры сами инициируют общение, и случайный зритель оказывается вовлечен в процесс в качестве активного участника.

Важно понимать, что под событиями, разворачивающимися в этот вечер в трактире, не лежит никакой литературной основы. Вся прелесть в том, что все увиденное, услышанное и съеденное  – все это основано на реальных событиях, которые авторы собрали из разных источников. Актеры также подбирались из разных театров, и даже оказываются похожи на исторические фото своих прототипов из недр архивов. Спектакль не заканчивается какими-то судьбоносными решениями или событиями, как это редко происходит на сцене, но часто происходит в жизни. Как нет места и времени для официальных поклонов и аплодисментов. Можно сказать, вы не просто приходите на спектакль, вы получаете новый опыт, эмоции и впечатления от взаимодействия с ожившей историей Петербурга, что современному театру удается далеко не часто.

Мы уже сейчас начинаем что-то новое ставить, я очень этим загорелась, — делится со зрителями после окончания Вера Журавлева, — мы познакомились в инстаграме с девушкой Машей, она занимается генеалогическими исследованиями. Покупает старые архивные открытки и, используя тот текст, который написан, адрес и адресата, с помощью своих знаний раскручивает эту историю. Каждую историю готовит около года. Мы встретились и договорились, что будем оживлять эти истории. Это наш следующий проект. Плюс мы еще планируем делать разные исторические программы, это будет уже не в таком формате, как спектакль, но в любом случае не будет экскурсией или лекцией».

Если вспомнить, что подготовка “1898” заняла год, будем ждать с нетерпением оживших историй с открыток в следующем году. А пока вернемся в пространство еще пару раз. Среди зрителей были те, кто приходил повторно, говорят, второй раз не менее интересно, а история выглядит иначе, когда наблюдаешь за другим персонажем.

Текст: Катерина Егорова

Фото: Анастасия Киёк

Добавить комментарий