Вы здесь
Главная > Театр > «Посох, Палка и Палач»: беспощадная правда о человеческой природе

«Посох, Палка и Палач»: беспощадная правда о человеческой природе

Театр имени Ленсовета 22 марта 2019 представил на Малой сцене премьеру — спектакль «Посох, Палка и Палач» по пьесе Эльфриды Елинек, знаменитой бунтарки и «возмутительницы спокойствия».

Австрийская писательница — лауреат Нобелевской премии по литературе «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».

За постановку сложного для восприятия текста о человеческой природе взялся один из главных режиссёров-экспериментаторов Илья Мощицкий, лауреат петербургской молодежной театральной премии «Прорыв-2018». Ему, кажется, подвластен любой жанр – кабаре, мюзикл, клоунада, спектакль в полной темноте.

Автор обещает помочь зрителю «выволочь из самих себя зверя, вместе с хламом масскульта, заскорузлыми клише, фобиями, пристрастиями и табу» – чтобы, очистившись от скверны, разложить всё необходимое в правильном порядке. Художник постановки – ещё один провокатор, взрывающий стереотипы – Сергей Кретенчук, создающий невероятные образы для Нового Императорского театра.

Происходящее на сцене описать сложно – это скорее набор политических и социальных высказываний, иногда комичных и абсурдистских, иногда – шокирующих и эпатирующих – но, безусловно, острых и актуальных. Толчком к созданию пьесы послужил теракт – взрывное устройство сработало, когда четверо цыган попытались убрать доску с надписью «Цыгане, убирайтесь в свою Индию». Общественность восприняла их смерти довольно спокойно – и это ещё больше потрясло Елинек. Она создала произведение, полное гнева, вмещающее размышления о социальном неравенстве, слепоте обывателей, не замечающих несправедливости, о жестокости, превращающейся в геноцид.

 

Актёры в спектакле ведут диалог со зрителем – одна из исполнительниц выходит на сцену с табличкой и пишет на ней мелом то ругательства, то обидные прозвища, поддразнивает и повторяет неловкие смешки из зала – тем самым прощупывая реакцию зала. Готовы ли вы к правде, острой и сокрушительной, готовы открыть глаза? Концертмейстер театрально объявляет части спектакля: Пролог, Жизнь, Победа, Сомнение и Смерть. И если первая сцена открывается криком невинного новорожденного, только пришедшего в этот мир, полный хаоса и грязи, завершится действо мягким льющимся сверху светом, к которому, очистившись, уходят герои, оставляя зрителей в прострации наблюдать за копошащимися червями на проекторе.

Этот спектакль не для расслабленного времяпрепровождения, он шокирует, заставляет морщиться, негодовать, а иногда и брезгливо отворачиваться – но здесь не получится как в Интернете закрыть страничку с неприятной новостью. Режиссёр, словно отхлестав по щекам зрителей, стремится встряхнуть, пробудить их от сна и зомбирования СМИ, ненадолго остановить в стремительном потоке бесполезной и лживой информации, навязываемых обществом потребления, принуждает задуматься о насущном и узреть Правду.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Юлии Смелкиной

Добавить комментарий