Вы здесь
Главная > Театр > Будь или не будь, быть или не быть

Будь или не будь, быть или не быть

24 марта на сцене Санкт-Петербургского академического драматического театра имени В.Ф.Комиссаржевской четыре актера и один обаятельный скелет танцевали фламенко, отмечали день рождения и искали новые источники дохода. Все это происходило под девизом «пришел, увидел, обожду, а вдруг?!» в премьере комедии «Скелет в шкафу» Семена Альтова.

В постановке Владимира Богданова и Родиона Приходько задействованы всевозможные механизмы создания комического: от абсурда и гротеска в духе Э.Ионеско до клоунады в лучших традициях итальянского театра комедии дель арте.

Настоящая служанка Коломбина в пышной юбке — Изабелла (Александра Сыдорук) работает уборщицей ради того, чтобы прокормить своего благоверного Пьеро – актера Леню (Юрий Ершов) и отца Николая Николаевича (Владимир Богданов). При этом, ее внимания пытается добиться Гарик (Александр Анисимов) с улыбкой и энергией неизменного воздыхателя и ухажера Арлекина.

Несмотря на отсылку к классике, постановка вышла очень современная. Актеры пользуются сотовыми телефонами. Гарик – хакер и программист с ноутбуком. А у папы проблемы с настоящими бандитами из 1990-х.

Лейтмотив и основной комический персонаж спектакля – скелет. Вместо того, чтобы спокойно висеть в шкафу, «который возник ниоткуда», он скользит по сцене то на лыжах, то на роликах, попутно вместе с настойкой на мухоморах, провоцируя персонажей открывать друг другу все тайное и сокровенное.

И если пляска скелета – аллегория к комедии абсурда, то образ отца в великолепном исполнении Владимира Богданова удивительно драматичен. «Экстремал без лыж и горы», разведчик, которого «бог хотел поцеловать в темечко, но промахнулся», в своем зеленом халате, он остов и фундамент всей постановки.

Кстати, именно зеленый цвет превалирует во всех декорациях в начале. При этом, зеленый халат, диван, а также зеленая скатерть легко трансформируются в цвета испанского флага ближе к середине спектакля. Испанским становится не только шкаф, но и язык, на котором так хорошо мечтается о богатстве, титулах и замке.

И совсем уж абсурдно звучит периодически включаемая запись урока английского языка. Пока диктор на заевшей пластинке учит вежливо знакомиться на английском, актеры на сцене создают воистину хичкоковский саспенс. Зрителям предстоит ответить на ряд важных для понимания сути дела вопросов. Например, кого будут поздравлять флажками и шариками, где взять денег, или как убить таракана пиццей?

Но не стоит думать, что спектакль с шутками о тараканах далек от культуры и искусства. Он настолько переполнен искусством, что охватывает не только театр, но и живопись. Все поступательное движение к кульминации построено на одной конкретно взятой части картины великого испанского художника Диего Веласкеса, а точнее на трех родинках на этом самом месте.

«Венера с зеркалом» — картина, написанная Веласкесом в 17 веке, когда был запрет на изображение обнаженного женского тела. Из опасений, связанных с инквизиционной цензурой художник сохранил всю атрибутику античной богини, включая Купидона, который держит зеркало. Благодаря тому, что лицо Венеры, отражающееся в зеркале, несколько размыто, начинает казаться, что богиня – олицетворение абсолютной женственности, любви и красоты, и соединяет черты всех женщин мира. Безусловно, есть в ней черты и Изабеллы. Кто позировал Веласкесу, остается тайной. Есть версия, что это была его некая итальянская возлюбленная. В данной постановке версия – иная, но тоже вполне заслуживающая внимания.

Постановка «Скелет в шкафу» представляет собой гармоничное сочетание совершенно разных жанров, которые воплощены с помощью разнообразных техник, кроме прочего, включающих также и анимацию. Актеры танцуют под хит «Будь или не будь», сражаются, видят сны, после которых не хочется просыпаться, то ли после мухоморов, воспетых еще В.Пелевиным, то ли просто потому что это единственный шанс спастись от тяжелой и страшной действительности, в которой всегда остается место чуду, например, лотерейному билету, словно перекочевавшему в спектакль из советской комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82».

Автор постановки — известный российский писатель-сатирик Семен Альтов, которого многие помнят и знают по замечательной передаче «Вокруг смеха». Его произведения исполняли Геннадий Хазанов, Клара Новикова, Ефим Шифрин и многие другие. Писатель также создает пьесы для театра. «Скелет в шкафу» — юмористическая зарисовка об обычной русской женщине, которая и коня на скаку остановит и семью с лежебоками и фантазерами мужчинами прокормит.

Без фантазии, а также без юмора в нашей такой короткой жизни совсем никак. И это замечательно, что есть такие комедийные постановки, легкие, динамичные, современные и смешные, во время просмотра которых можно поставить поток мыслей, информации и событий на паузу, сделать глубокий вдох и от всей души посмеяться.

Текст Инны Зайцевой

Фотографии Театра имени Комиссаржевской

Добавить комментарий