«Встречайте, мы уходим»: все только начинается!

В культурной столице полным ходом идет новый фестиваль искусств «Осенний марафон», призванный познакомить жителей и гостей города с разнообразными театральными стилями и жанрами. В рамках фестиваля 10 ноября на сцене Санкт-Петербургского театра Музыкальной комедии был показан спектакль «Встречайте, мы уходим» московского театра им. Моссовета. В главных ролях задействованы н.а. России Виктор Сухоруков и з.а. России Андрей Шарков.

Название спектакля может вызвать недопонимание у зрителя из-за противоречия, заключенного в нем. Однако так кажется только поначалу. Посмотрев постановку, смысл становится понятен, а также начинает чувствоваться горечь, заключенная в этих трех словах.

В центре сюжета – два пенсионера в возрасте 70+: Мартин (Виктор Сухоруков) и Ланс (Андрей Шарков). Ланс ведет тихую жизнь, предпочитая быть «призраком» - незаметным для других человеком. Он живет в каморке одного из жилых домов и отвечает за бойлер, получая за это чисто символическую зарплату. Мартин – его полная противоположность: в нем кипит жизнь, он хочет быть везде и всюду, он находится в центре событий, а если событий нет, то он их сам инициирует, сама мысль стать «невидимкой» пугает его и неистово им отвергается. И вот, волею судеб эти двое встречаются в парке.

Ланс – прагматик, четко знает, кто он, что он может себе позволить, а что – нет. Прожив жизнь, он приходит к выводу, что легче со всем соглашаться, нежели отстаивать свои права. Потому, когда приходит новый управляющий Дрекслер и объявляет, что должность смотрителя будет сокращена, пенсионер смиренно принимает все условия увольнения. Но в его новоиспеченном друге Мартине, услышавшем этот разговор, с новой силой начинает полыхать чувство справедливости, и он встает на защиту Ланса, примерив на себя в этот раз образ адвоката. Он пугает Дрекслера «машиной возмездия» и напоминает, что молодость – это не навсегда, так как «наш главный враг – время».

Вообще, узнать, кто же такой Мартин, чем он занимался в молодости так и не удается, так как он все время вносит «поправки» и «уточнения» в свою биографию, которые приземленный Ланс, в свою очередь, называет просто – «небылицами». Образ жизни Мартина и его способность находить приключения совершенно не по нраву Лансу, и на слова болтливого товарища «Судьба послала меня к тебе», он отвечает: «Отправляю тебя назад!». Однако действительно ли Лансу претит такое фантазерство? Если поначалу его раздражает хлещущий из Мартина авантюризм, то затем, попадая во все большее количество передряг, в нем постепенно просыпается желание вновь почувствовать себя «живым». Сначала он не отказывается помочь несчастной девушке, а когда Мартин взахлеб рассказывает о своей «работе» в киноиндустрии, Ланс слушает его не с обычным скептицизмом, а, напротив, «оказывается» в Каннах и идет по красной ковровой дорожке вместе с другом. И даже не совсем удачное окончание их приключений показывает, что наших героев не сумели сломить новые жизненные обстоятельства: ни реабилитационный центр, в который Мартина поместила дочь, ни месячное пребывание Ланса в больнице. В Мартине все также присутствует оптимизм, а в Лансе – появившиеся благодаря случайному знакомству ирония и способность посмеяться над собой.

Действие спектакля протекает во Франции. Почему же автор выбрал местом событий именно эту страну? Франция – это мушкетеры, отличающиеся умением попадать в различные переделки. И наших персонажей ждут настоящие приключения, причем следуют они одно за другим, нет времени перевести дух. Франция – это романтика и мечты. И разве не фантазируют, не мечтают наши герои? Разве не несут все их приключения легкий налет романтизма? Франция – это Наполеон и Жанна Д’Арк. И наш главный герой Мартин – самый настоящий бунтарь и революционер, устраивающий «мясные бунты» и «берущий в заложники» свою дочь. И, наконец, Франция – это расслабленное настроение. И здесь мы видим борьбу поколений: молодежь мечтает о тишине и возможности жить спокойно, а главные герои, напротив, настроены довольно воинственно, и все, что происходит с ними – это вызов устоявшимся порядкам и желание ощутить и почувствовать жизнь.

Передать дух Франции и помочь окунуться в атмосферу этой страны помогает французская музыка, звучащая на протяжении всего спектакля. И даже в костюмах, в которые одеты все персонажи спектакля, моментально угадывается тот самый отличительный французский стиль и лоск. Так что даже если бы не сказали, где происходит действие, зритель безошибочно бы угадал страну.

В конце спектакля на экране перед зрителями сменяет друг друга множество фотографий с лицами пожилых людей: счастливых, задумчивых, лучезарных, жизнерадостных. Вкупе с тем, что пережили наши два главных героя в течение 2,5 часов, та жизнь, бьющая ключом из людей на фотографиях, энергия, читающаяся в их глазах, заставила всплакнуть, так как внутри всплыло чувство вины за то, как ты относишься к пожилым и как смотришь на них. А ведь они, как и молодежь, полны жизнелюбия, они также азартны, они также хотят быть частью общества. Поэтому хочется обратиться к молодым людям: не забывайте о своих родителях, о своих бабушках и дедушках. Вечером, придя домой, обнимите их, скажите, как вы их любите и попросите совета. Неважно, что это будет, рецепт того самого невероятно вкусного торта «Наполеон» или вопрос, где купить качественный инструмент. Сделайте сюрприз, купив билеты на концерт их любимого артиста, и проведите вместе вечер. Дайте почувствовать вашим родным преклонного возраста свою нужность и полезность.

Текст: Любовь Марьина

Фото из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения