Вы здесь
Главная > Театр > Сны в темной комнате

Сны в темной комнате

2 ноября в Большом театре кукол актеры хоровым песнопением возвестили о начале пятого международного фестиваля актуальных кукол БТК-ФЕСТ. Лопнув шары и выпустив конфетти, зрителям открыли двери в большой зал, где не было свободных мест. Некоторые считают, что кукольные театры – для детей. Это далеко не так.

Первый день фестиваля начался со спектакля с нешуточным ограничением по возрасту – 16+, потому что зрителей ждала страшная сказка для взрослых от французско-норвежской труппы Plexus Polaire. Режиссеры-постановщицы и актрисы театра Ингвильд Аспели и Паола Рицца, вдохновившись романом Сары Стридсберг «Факультет сновидений», рассказали странную историю в духе Дэвида Линча и стилистике Вонга Кар-Вая о жизни и смерти американской писательницы Валери Джин Соланас.

Мир узнал о Валери не столько благодаря ее творчеству, которое включало большей частью мужененавистнические памфлеты, сколько благодаря тому, что она пыталась убить Энди Уорхола. В 1996 г. вышел фильм, посвященный ее жизни под названием «Я стреляла в Энди Уорхола». Plexus Polaire сделали свою интерпретацию печальной истории в трогательном и сюрреалистическом стиле.

На сцене полуголая ростовая кукла Валери кричит о ненависти к мужчинам, радикально предлагает уничтожить мужской пол и видит сон-галлюцинацию. Под живую музыку синтезатора и ксилофона на сцене возникает две Валери: маленькая невинная девочка, умоляющая не оставлять ее с отцом, и взрослая, раздавленная жизнью женщина.

На прозрачном занавесе с помощью видеопроектора оживают кони, мельтешат неоновые огни вывесок, звезды и сердца в духе «2046» или «Падших ангелов», а мать Валери — Дороти — советует ей «не забывать сиять». Музыка ксилофона и пение женщин настолько мистически пронзительны, что в какой-то момент начинает казаться, что за занавеской стоит Лора Палмер, которую на самом деле никто не убил.

«Все имеет начало, у каждого есть прошлое», — говорит актриса и добавляет, что финал тоже мог бы быть иным. Возможно, даже счастливым. Но не в этот раз.

Ингвильд Аспели и Паола Рицца устроили практически фрейдистский сеанс психоанализа на сцене. Галлюцинации Валери: странные, а порой и страшные образы. То по занавесу скачут кони, то мать превращается в паука. Танцы в этой постановке носят ритуальный характер и вызывают неприятные ощущения, вплоть до отторжения. Если Фрейд считал, что женщины завидуют мужским половым органам, то Валери утверждала, что все наоборот. И ее фантазия обрела воплощение в танцующей обнаженной нижней части туловища куклы.

Энди Уорхол из художника, режиссера и основателя легендарной «Фабрики» превратился в Альтер-эго и символ. Его голова, размноженная во много раз, калейдоскопом кружится на занавесе и преследует Валери. Кажется, она перенесла на него всю ненависть и обиду на то, что с ней сделали другие мужчины и она сама.

Валери взывает о помощи и кричит, что в ней кипит злость. Психодинамический экскурс в детство — еще одно напоминание, как несправедливо с ней обошлись люди. Отвергнутая и покинутая, одинокая и злая, она лежит на кровати, проживая свою жизнь заново перед последним вздохом.

Энди Уорхол в свое время поставил современное искусство на поток, создав «Фабрику». Рассказывать о нем и тех, кто был частью его жизни, простым языком было бы неправильно. Постановка «Темная комната», как объект современного искусства, или своего рода перформанс, в котором чувства превалируют над сюжетом, образы Ид важнее совершенных действий, и ущерб от объективизации человека очевиден.

Фестиваль в БТК только начался. Впереди зрителей ждет еще много интересных постановок. В этом году создатели фестиваля разделили программу на две части — «микро» и «макро» — и показывают 13 спектаклей из 10 стран мира. Продолжительность фестиваля: со 2 по 6 ноября.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Большого театра кукол

Добавить комментарий