Вы здесь
Главная > Анонс > МАТРЁНИН ДВОР

МАТРЁНИН ДВОР

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет:

2, 3, 11 декабря 2018 — ПРЕМЬЕРА по повести Александра Солженицына МАТРЁНИН ДВОР (16+), житие праведницы в одном действии.

Автор сценария и режиссер-постановщик — Леонид Алимов

Художник-постановщик — Анвар Гумаров

Художник по костюмам — Фагиля Сельская

Художник по свету – Тарас Михалевский

Педагог по вокалу – Екатерина Григорьева

Музыкальное оформление Леонида Алимова

В главной роли – заслуженная артистка России Нелли Попова

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Татьяна Самарина, Александр Вонтов, Евгений Ганелин, Анатолий Худолеев; артисты Светлана Слижикова, Ангелина Столярова, Богдан Гудыменко, Егор Шмыга.

Продолжительность спектакля – 1 ч.50 мин. без антракта

«Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». (А.И. Солженицын)

Так случилось, что круг замкнулся: 11 декабря исполнится 100 лет со дня рождения великого русского писателя, философа, диссидента, лауреата Нобелевской премии.

Режиссер Леонид Алимов:

«Эта «Матренина» история настолько мне понравилась, что с годами я все больше и больше смыслов открывал в ней, все больше и больше всевозможных намеков, ссылок и прямых цитат вычитывал и считывал… Но главную для себя тему в этом тексте я определил моментально – Русская Женщина. Я убежден, что у нас в стране это самое главное богатство и единственная скрепа, которая сдерживает нас всех – наши женщины, которые выигрывают все войны, вытаскивают на себе нерадивых мужей, воздействуют на культуру и искусство, как никто и нигде. Именно в этой повести очень важные для меня темы с годами соединялись, и все больше мне хотелось про эту Женщину рассказать. Кроме того, эта повесть еще и об уникальном явлении, которое оказалось возможным только в России – страстотерпцы, святые, и они же – юродивые… Это наш культурный национальный феномен, возникший на основе русского православия.

Действие рассказа происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Повести «повезло» появиться в начале «оттепели», и Солженицына начали печатать.

Сам Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году, до войны успел окончить университет в Ростове, попал на фронт лейтенантом, потом оказался в лагерях после того, как в одном из писем написал товарищу нелицеприятные слова о существующем положении вещей… Так он прошел ад всех лагерей и тюрем… Возвращался он домой в 1956 году с нелегким багажом — война, арест, тюрьма, смертельная болезнь. Он возвращался с надеждой – с чего и начинается рассказ – увидеть настоящую Русь. А приехал и увидел ад… И вот эта «нутряная», как пишет автор, Россия, ввергает его в бесконечную боль. Но он находит всем «свинцовым мерзостям» окружающей жизни единственную настоящую, как бы теперь сказали «альтернативу» — жизнь и поведение Матрены Григорьевой – бессребреницы, чудачки, по сути – юродивой…

Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:

…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью. <…>

В те дни Твардовский, будучи главным редактором «Нового мира», записал в своём дневнике:

К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти.

Дата и время: 2, 3, 11 декабря, в 19-00

Место: Театр имени Комиссаржевской, Итальянская 19

Добавить комментарий