Кинастон, или Красота по-английски

В преддверии 2019 года, ознаменованного Годом театра, в Северной столице стартовал совершенно новый фестиваль искусств - «Осенний марафон», представляющий зрителю всё многообразие театральных стилей и жанров.

Спектакли Московского Театра Романа Виктюка и Театра имени Моссовета, Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина и Ярославского академического театра драмы им. Ф.Волкова и других в течение месяца будут принимать Театр-фестиваль «Балтийский дом», Театр Музыкальной комедии, БКЗ «Октябрьский».

Открывал фестиваль «Кинастон» в постановке Евгения Писарева (Московский театр Олега Табакова) 1 и 2 ноября на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом». Сюжет спектакля по пьесе Джеффри Хатчера Compleat Female Stage Beauty (в дословном переводе - «Совершенная женская сценическая красота») переносит зрителя в Англию 17 века, во времена весёлого и любвеобильного Карла II. Король после свержения и казни своего отца Карла I стремится быть максимально либеральным (при нём, к слову, был принят Habeas Corpus Act, действующий и поныне, контролирующий законность задержания и ареста граждан). Монарх был также известен своей любовью к искусству – при нём английский театр переживал эпоху расцвета. В те времена абсолютно все роли на сцене исполняли мужчины. И был среди них несравненный Эдвард Кинастон (Максим Матвеев), реальная историческая личность, настолько органично перевоплощавшийся в женщин, что зрители в момент «убийства» его героини Дездемоны от восхищения теряли сознание.

Однако король с оглядкой на французский двор издаёт указ о том, что отныне все женские роли исполняют только женщины. Так актёр, которого боготворил весь Лондон, внезапно оказывается никому не нужен. Натура тонкая и чувствительная, Кинастон не любит персонажей-мужчин и не может исполнять мужские роли: «В них нет красоты. В их поступках нет изящества. Я не могу позволить красоте умереть. Ведь без красоты всё становится бессмысленным». Итак, потеряв работу, признание, друзей, он опускается на самое дно, выступая с пошлыми песенками в захудалых тавернах, веселя местных пьяниц. Самое грустное, что место Эдварда занимает первая женщина-актриса Маргарет Хьюз (Анна Чиповская), абсолютно не умеющая играть. Она просто слепо копирует мимику, жесты и интонации Эдварда, не понимая, что выглядит смешно и неестественно. И поначалу зрители, настолько ошарашенные появлением женщины на сцене, не видят этого. Как верно замечает один из героев, она была звездой, первой в своём роде. А звезде талант необязателен.

Интересно наблюдать за преображением Максима Матвеева – если в первой части спектакля его Кинастон – это кокетливая, избалованная и капризная личность, упивающаяся славой, то затем он предстаёт опустошённым и сломленным человеком. Но благодаря влюблённой в него костюмерше Марии он возвращается в роли наставника Маргарет Хьюз - чтобы спасти театр от неминуемого провала. Его репетиция с Маргарет обнаруживает в обоих неизведанный потенциал – Эдвард, злясь на весь мир из-за своих неудач, выпускает боль и ярость наружу и открывает ролью Отелло мужское начало, Маргарет же перестаёт копировать и ведёт себя максимально естественно, являя достоверную игру.

Чем прекрасен театр – каждый зритель трактует спектакль по-разному и находит в нём что-то своё. Многие по достоинству оценивают лёгкий, озорной сюжет, юмор и отличную игру молодых звёзд - Максима Матвеева и Ани Чиповской. Кто-то узрит двусмысленность и параллели с современными реалиями – к примеру, во времена запрета женщинам появляться на театральных подмостках любовница короля обнажённая разгуливает по дворцу, а после указа о запрете мужчинам исполнять женские роли сам король переодевается на приём в женское платье ради забавы! А для многих история Кинастона– о преодолении, способности измениться, приспособиться к новым условиям, не потеряв при этом себя.

Текст: Наталья СтародубцеваФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения