11 октября в петербургском театре «Мюзик-Холл» зрители увидели хоррор-мюзикл «Портрет Дориана Грея», поставленный по одноименному классическому произведению. Премьера спектакля состоялась год назад, 20 октября 2017 г.
![](https://addwin.ru/uploads/2018/10/Dorian-Grej1.jpg)
«Портрет Дориана Грея», пожалуй, самое известное произведение Оскара Уайльда. Вряд ли найдется тот, кто не слышал о романе. История жизни молодого человека, продавшего душу Дьяволу за возможность всегда оставаться молодым, вызывает неизменный интерес у режиссеров, о чем свидетельствуют многочисленные киноадаптации и театральные постановки. Свое видение романа петербургскому зрителю представили режиссер Наталья Индейкина, хореограф Евгения Хробостова, художник Юлия Гольцова. Композитором выступил Владимир Баскин, авторами либретто и стихов – Наталья Индейкина и Эдуард Гайдай.
Главные герои – Дориан Грей (исп. Александр Чернышев) и лорд Генри (исп. Игорь Шумаев) – получились отличными антагонистами. Наивный, доверчивый, ищущий себя Дориан внимает каждому слову испорченного, злобного, циничного лорда Генри. Что интересно, резкий контраст между этими персонажами прослеживается на протяжении всего спектакля. В ставшем бездушным Грее все равно остается больше человечности, чем в лорде. Душевные муки Дориана Грея, которыми тот терзается всю жизнь из-за совершенных им злодеяний, вызывают различные эмоции: сочувствие, презрение, понимание, сострадание. Неизменно одно – каждое действие находит отклик, настолько живым получился образ главного героя.
![](https://addwin.ru/uploads/2018/10/Dorian-Grej.jpg)
Не менее талантливо и ярко в спектакле проведена важная художественная линия цикличности и преемственности порока. В начале зрителю показывают падение Дориана, затем – Грея в качестве учителя юного Адриана (исп. Олег Провоторов), и, наконец, последнего, свернувшего с правильного пути со всеми вытекающими.
Говоря о пороке, буйными красками цветущем в «Портрете…», нельзя умолчать о костюмах, подчеркивающих испорченность и гнилую сущность персонажей: вычурные и яркие костюмы Дориана, пышные наряды знати и откровенно развратные одеяния опустившихся на дно людей – герцогини Монмаут (исп. Юлия Асоргина) после измены мужу, бедняков, обитателей борделя.
«Портрет…» изобилует ариями, дуэтами и массовыми музыкальными номерами. Причем ласкает слух их разноплановость, так что каждый может услышать то, что зацепит именно его. Не менее талантливо написаны стихи и либретто, максимально плотно наполненные информацией, дополняющей и объясняющей происходящее. Выражению значимых сюжетных ходов помогает и грамотно продуманная хореография, создающая при этом еще и красивую визуальную картинку.
Масштабность видеоинсталляций потрясает. Они с головой погружают в темную викторианскую эпоху. Видеопроекции переносят зрителей в различные локации – серый и туманный центр Лондона, на берег реки Темзы. Кроме того, они помогают проследовать за Дорианом и его другом на машине, оказаться ночью в заброшенном лесу. А как же портрет Дориана? Видеорежиссер нашел красивый способ показать его. Если вы думаете, что готовы увидеть темную сторону Грея, вы ошибаетесь. Портрет на самом деле живет своей жизнью, трансформируясь и пугая.
![](https://addwin.ru/uploads/2018/10/Dorian-Grej2.jpg)
Создать атмосферу хоррора и держать зрителя в напряжении помогает символизм, которым пропитан спектакль. Вся постановка пронизана красным цветом: красный как символ крови проявляется в стекающей крови с портрета и кровавой Луне; как символ страсти и плотских утех цвет отражен в одежде главного героя и цветах. Даже свет постепенно меняет свой цвет, достигая апогея и становясь красным в финале.
Постановку ни в коем разе нельзя назвать развлекательной, потому перед походом на «Портрет…» убедитесь, что вы готовы погрузиться на три часа в серьезную и трагичную историю. Актуальны ли затрагиваемые темы? Безусловно. Эгоизм, игра на публику, потакание собственным слабостям и желаниям, стремление получить все и сразу, отсутствие уважения к семейным ценностям – все это встречается повсеместно и в веке XXI.
Текст: Любовь Марьина
Фото из открытого доступа