Вы здесь
Главная > Кино > Дружба народов, или четыре дня немецкого кино

Дружба народов, или четыре дня немецкого кино

В течение четырех дней: 25, 26, 27 и 28 октября в кинотеатре «Родина» собирались любители немецкого языка, культуры Германии и кинематографа страны, уже более ста лет поражающей мир шедеврами кино. От Фридриха Мурнау и Фрица Ланга до Вима Вендерса и Вернера Херцога сотни кинематографистов этой страны ежегодно снимают невероятное количество картин, лучшие из которых демонстрируют на знаменитом Берлинском кинофестивале и во всем мире. Благодаря Гете-институту, генеральному консульству Германии, компании German Films и киноцентру «Родина» уже в пятнадцатый раз в Петербурге состоялся Фестиваль немецкого кино.

 

Юбилейный фестиваль был посвящен еще одному юбилею – двадцатипятилетию со дня основания Гете-института. В 1993 г. небольшая группа энтузиастов основала Гете-институт в помещении библиотеки имени Маяковского на Фонтанке довольно близко к киноцентру «Родина» и Дому кино, где состоялся первый фестиваль, сделавший фильмы Германии более доступными для петербургских зрителей и все эти годы успешно способствующий культурному обмену между Германией и Россией.

На открытии пятнадцатого фестиваля, кроме директора Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтера Хазенкампа присутствовали директор German Films Симона Бауманн, кинокритик Андрей Карташов и композитор, написавший музыку к фильму «Транзит» Штефан Вилль.

Это довольно необычно, что на фестиваль вместо режиссера или актеров приезжает композитор. Штефан Вилль рассказал о том, что уже двадцать лет работает над фильмами вместе с режиссером картины Кристианом Петцольдом, а после показа ответил на вопросы в фойе.

Фильм «Транзит» — один из самых ожидаемых фильмов этого года. Смесь «Касабланки» и «Триумфальной арки» Эриха Марии Ремарк «Транзит» — история вне времени с зашкаливающими эмоциями, настолько влияющими на людей, что их поступки лишаются рациональной обоснованности, логики и последовательности. Главный герой Георг должен передать письма, но обнаружив в гостинице вместо адресата следы крови после самоубийства и рукопись, начинает жить жизнью других людей. То ему хочется заменить отца мальчику, то стать мужем прекрасной Мари.

Темы, поднимаемые в фильме не новые для Кристиана Петцольда. Уже в предыдущих своих фильмах «Барбара», «Феникс», «Йелла» режиссер говорил о проблемах людей, решившихся покинуть свой город ради новой жизни, жертвах Холокоста и беженцах. В основе фильма «Транзит» — одноименный роман Анны Зегерс. Несмотря на то, что историческое время фильма – сороковые годы двадцатого века, все в фильме от домофонов до машин относится к современности, что символизирует то, что проблема фашизма и стыда, который вызывает невмешательство тех, кто оказываются наблюдателями этой волны агрессии — вне времени.

Кристиан Петцольд рассказывал, что в автобиографии Георга Глазера была прекрасная строчка: «В конце моего побега меня окружило то, что я назвал безмолвием истории». Пассажиры в ожидании транзитных виз, пароходов и поездов оказываются «между» жизнью и смертью, прошлым и будущим, застрявшими в вакууме, словно поставленными на паузу в одиночестве и постоянном страхе. «Транзит» — это еще и эмоциональное кино, в котором так и не отвеченным остается вопрос: «Кто быстрее забывает: тот, кто бросил, или тот, кого бросили?».

Традиционно на фестивале состоялся показ сборника анимационных, художественных и документальных короткометражных фильмов NEXT GENERATION SHORT TIGER, в который вошли 12 работ учащихся киношкол – представителей нового поколения немецкого кинематографа. Зрители увидели анимационную метафору жизни «Мегафокус» Анне Изензее, а также историю о попавшей снежной зимой в страшную аварию женщине, последние минуты которой скрашивает бродячая собака, под названием «Эго» Лукаса Байера. В фильме «Комментарии» Яннис Александер Кифер продемонстрировал всю абсурдность расистских угроз, которые люди пишут в комментариях, когда персонажи фильма начали осуществлять на практике то, что было написано. В документальном анимационном фильме в стилистике нуар Юлии Карактер «Без милосердия» женщина, курящая у окна рассказывает истории о том, как издевались над детьми в приюте. Позитивным и смешным оказался мультфильм Макса Мертела и Роберта Лебеля «Остров», в котором разные птички, трубки, пузырьки и вулканчики всячески взаимодействуют. В фильме Ширела Пелега «Мы снова здесь» иронично показано то, как новое поколение евреев пытается сосуществовать с потомками фашистских офицеров. В документальном фильме Ребекки Цер «Эпитеза» продемонстрировано изготовление накладного носа и рассказана история женщины, которая в нем нуждается. Романтическая и позитивная анимационная фантазия «Он и она» Натали Ламб о домике на дереве с пианино и гитарой для девушки, которая сбегает от близости с любимым человеком в изучение японского и работу. «Боевой дух» Лукаса Натрата о не менее эмансипированной Маре, выстраивающей отношения в учебном тренинге вооруженных сил. И, наконец, самый ироничный, философский и психологичный фильм сборника “Rien ne va plus” о том, как работница казино, а затем и грабители оказывают психологическую поддержку Бодо, обдумывающему, а не прыгнуть ли ему с крыши.

Во второй день фестиваля зрители увидели две картины: романтическую драму «Между рядами» Томаса Штубера и документальный фильм «Демократия» Давида Бернета.

 

«Между рядами» — это микромир магазина, в котором сотрудники не только расставляют товары на полки, но и слушают классическую музыку, играют в шахматы и влюбляются. Объектом любви становится Марион, которую сыграла Сандра Хюллер, известная по фильму «Тони Эрдманн», номинированному на Оскар в 2017 г., как лучший фильм на иностранном языке.

В этом фильме главную роль исполнил тот же актер, который играл в фильме «Транзит» — Франц Роговский. Его печальные большие глаза, медлительное спокойствие, добрая полуулыбка и характерная отстраненность хорошо соотносятся с образом одинокого человека, пытающегося жить обычной жизнью, в которой много необычных деталей, делающих ее по-настоящему особенной. Герои «Между рядами» — обычные люди, которые находят счастье в самых обычных мелочах, таких как подготовка к Рождеству или разговор по душам на скамейке. Долгие планы, эстетика обыденности, серые тона, простота линий в идеальной композиции, контраст бытового реализма с утопической идиллией острова с пальмой на картинке паззла или фотообоях, экзистенциальная пустота ежедневно повторяющихся действий – все это делает фильм Томаса Штуберта достойным просмотра. На Берлинском фестивале «Между рядами» был номинирован на золотого медведя и получил приз гильдии немецкого артхауса.

Из романтического супермаркета на политическую арену. Документальный фильм «Демократия» затрагивает очень серьезные на данный момент проблемы, такие как безопасность личных данных и принятие законов в Евросоюзе. Еще до случая со Сноуденом, герои фильма: комиссар ЕС Вивиан Рединг и молодой политик партии «зеленых» Ян Альбрехт задались вопросом о необходимости согласия на использование личных данных. Сложно ли получить согласие человека тогда, когда он делает заказ по Интернету? Например, покупая авиабилет, люди часто даже не читают то, на что соглашаются. Социальные сети сделали личные данные очень доступными для многих людей. Защита данных в Евросоюзе, лоббирование законов крупными компаниями, а также необходимость запрашивать согласие на использование личных данных – те проблемы, которые еще предстоит решить. «Демократия» — фильм о законотворчестве и будущем в цифровом мире.

Третий день фестиваля начался с показа картины «3 дня с Роми Шнайдер» Эмили Атеф и завершился показом драмы Ларса Крауме «Молчащий класс».

«3 дня с Роми Шнайдер» — великолепная биографическая драма об одной из самых элегантных, чувственных и красивых актрис Германии – Роми Шнайдер. В черно-белых тонах Эмили Атеф рассказывает историю женщины бальзаковского возраста, уже умеющей принимать многое в этом мире. Она простила свою мать за то, что та пыталась прославиться, лишив Роми детства, страдает из-за не очень удачных отношений с сыном и переживает из-за мужа, который покончил с собой. Рядом с Роми верная подруга, которая поддерживает, гармонизирует и веселится вместе с актрисой. Роми постоянно худеет, следит за своим здоровьем и все больше погружается в пучину депрессии. Ни слава, ни популярность не спасают актрису от проблем с близкими и самой собой. А беседы с журналистом становятся катализатором перемен, как у Роми, так и у журналиста. «Я не Сисси, и никогда ей не была. Я несчастная сорокадвухлетняя женщина», — признается Роми журналисту, а также в том, что мечтала бы жить «нормальной жизнью, как все».

В фильме удивительная операторская работа. Кадры, словно выстроены по линейке. Лица – живые, одухотворенные. Роми снята с самых неожиданных ракурсов: сквозь занавески и объектив фотографа, движущейся камерой с разных ракурсов, включая сверху по диагонали. В результате, чего актриса кажется удивительно маленькой и хрупкой.

«Величайшую актрису Европы» сыграла известная немецкая актриса Мари Боймер, ранее снимавшаяся, в получившем Оскар, как лучший фильм года на иностранном языке — фильме «Фальшивомонетчики». «3 дня с Роми Шнайдер» – реконструкция реальных событий. В 1981-м году, всего за год до смерти, Роми Шнайдер дала интервью журналу Stern, и эта беседа впоследствии стала самым откровенным сеансом психоанализа в истории светской прессы. Картина уже получила признание на немецком «Оскаре» — премии Deutscher Filmpreis, но на Берлинале уступила место более провокационным картинам. «3 дня с Роми Шнайдер» кинокритики сравнивают с «Мужчиной и женщиной» Клода Лелуша за красивые черно-белые кадры, сентиментальный сюжет и приятное музыкальное сопровождение, а на обсуждении фильма с кинокритиком Фредериком Йегером в фойе после фильма вспомнили также культовое немецкое кино «Поруганная честь Катарины Блюм» Фолькера Шлендорфа и Маргарете фон Тротта.

На второй фильм третьего дня фестиваля на улице выстроилась очередь, а все билеты были раскуплены загодя. «Молчащий класс» Ларса Крауме – драма, основанная на реальных событиях, которые произошли в ГДР в 1956 г. В школе небольшого города с именем советского вождя Сталинштадт школьники слушают по запрещенному радио не только «Tutty Frutty» и Элвиса Пресли, но и про подавление венгерского восстания советскими войсками. Возмущенные юноши и девушки устраивают на уроке две минуты молчания скорее в шутку, чем всерьез, но взрослые склонны видеть в этом контрреволюционный акт и устраивают охоту на ведьм в духе гестапо. Допросы, интриги и расследование с применением всевозможных манипуляторных техник без малейшего намека на этику, приводят к трагедии.

Однозначный минус картины — слишком прямолинейный взгляд режиссера из Западной Германии: если предать, то в церкви, если развязать галстук, то только по дороге к свободе в ФРГ. Тем не менее, политические разногласия в мировоззрениях – далеко не единственная тема фильма. «Во что-то надо верить, в социализм или короля», — предлагают старшеклассникам взрослые. А те со свойственным возрасту максимализмом готовы рискнуть и семьей, и образованием, и будущим ради заветного слова “Freundschaft” (дружба), повторяемого, как молитва, вместо приветствия в школе.

Кроме дружбы, предательства и любви, в «Молчащем классе» сурово и также прямолинейно преподносится тема отцов и детей. Курт, отлично сыгранный обаятельным, харизматичным, интеллигентным, эмоциональным и трогательным Томом Граменцем, не столько пытается поддержать венгров, сколько устраивает бунт против отца. Тео (Леонард Шайхер) наоборот, узнав правду об отце, проникается к нему особым уважением, и, наконец, идеализировавший своего отца Эрик (Йонас Дасслер) в результате манипуляций упивающейся властью Кесслер, приходит в состояние аффекта.

«Молчащий класс» — кино на грани между фестивальным и «мейнстримовским». Если брать историю с классом, отчасти фильм напоминает советский шедевр «Завтра была война». Что же касается темы сопоставления жизни в ФРГ и ГДР, то вспоминаются «Любовь за стеной» Петера Тимма и «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера.

В последний день фестиваля зрители увидели два документальных фильма двух самых значимых режиссеров современного немецкого кинематографа: «Уроки темноты» Вернера Херцога и «Соль Земли» Вима Вендерса.

Вернера Херцога не просто так называют Христофором Колумбом в кино. Он снимал свои фильмы в Перу, Сибири и Африке. Лучшие документальные картины мастера: африканская «Фата-Моргана», подводная «Далекая синяя высь», история о приговоренных к смертной казни «В бездну: Повесть о жизни, повесть о смерти», экзистенциальная эстетика Красноярского края в фильме «Счастливые люди: год в тайге», философский репортаж «Встречи на краю света» и в том числе «Уроки темноты». В этом фильме 1992 г. рассказывается о последствиях войны в Персидском заливе. Повествование разделено на 13 глав, в которых показаны сцены войны, горящая нефть, интервью с женщиной, мужа которой убили и другие страшные кадры под музыку Вагнера, Грига и Малера. Фильм критиковали на Берлинском фестивале за «эстетизацию» насилия, а на фестивале в Мельбурне «Уроки темноты» взял гран-при.

 

Совсем другой по настроению фильм Вима Вендерса «Соль Земли», в котором на языке кинематографа рассказывается об одном из самых известных фотографов современности – Себастьяне Сальгадо, запечатлевшем в черно-белых снимках истории беженцев в Югославии, жертв резни в Руанде и рабочих в Бангладеше. Один из самых известных режиссеров современности Вим Вендерс был впечатлен тем, что работы бразильского фотографа наполнены сопереживанием, а также тем, что Сальгадо «работает для людей и наделяет их голосом».

«Соль Земли» получила три награды на Каннском фестивале и «Сезар», была номинирована на Оскар и «Гойя». Однозначный плюс фильма в том, что он не только показывает страдания людей, но и дает надежду. Например, в фильме рассказывается о Institute Terra. В той деревне в Бразилии, в которой вырос Себастьян, наступила страшная засуха и не осталось почти ни одного зеленого дерева. Но 16 лет назад там начали сажать деревья, и теперь, благодаря этой инициативе, в деревне вырос целый лес, в котором более 2 миллионов деревьев. Это история о том, что все может поменяться, стоит этого только захотеть и приложить какие-то усилия.

Именно так уже пятнадцать лет подряд меняется мир и осуществляется культурный обмен между двумя странами, благодаря тому, что петербургские зрители могут посмотреть шедевры немецкого кино в историческом здании киноцентра «Родина».

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий