Вы здесь
Главная > Музыка > Воспоминания об Ауэре

Воспоминания об Ауэре

Лучшие сочинения Н. Паганини, К. Сен-Санса и П. Чайковского виртуозно и проникновенно звучали 16 сентября в Малом зале филармонии. Произведения великих композиторов организаторы музыкального содружества «Симфониетта Санкт-Петербурга» включили в программу второго концерта международного скрипичного фестиваля, посвященного основателю петербургской скрипичной школы Леопольду Ауэру. Исполнили музыку мастеров петербургский скрипач Чингиз Османов, пианист Александр Рубинов и камерный оркестр «Симфониетта Санкт-Петербурга».

И скрипку, дивно выгнутую, в руки,
               Едва дыша,
Я взял и слушал, как бежала в звуки
               Её душа.

Н. Гумилев

Концерт состоял из двух отделений. В первом отделении Чингиз Османов выступал сольно и в дуэте с Александром Рубиновым. Мастерство исполнения обычно включает несколько составляющих: технику, эмоциональную наполненность и выразительность. Что может лучше продемонстрировать технику, чем каприсы Паганини, которые изначально создавались композитором для оттачивания мастерства? Оригинальные, блестящие миниатюры спустя столетия остаются уникальным явлением музыкального искусства. Контрасты тембров и разнообразие эффектов и сегодня приводят слушателей в восторг.

Концентрация выразительности и пик эмоций достигают апогея в знаменитом творении Камиля Сен-Санса «Интродукция и рондо каприччиозо», посвященном скрипачу П. Сарасате, чьи «Цыганские напевы» своей народной интонацией украсили концерт. Основанные на венгерском чардаше и цыганских песнях мелодии кружат голову ощущением свободы и пылкой страстностью.

Истинная цель музыки не только услаждать слух, но и поражать воображение. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского идеально подходит для этой задачи. Выразительные украшения созвучий в лирической опере органично описывают переживания героев, высоту чувств и поэтичность пушкинской души. Наконец, энергичный, сказочно-фантазийный, игривый скерцозный секстет «Воспоминания о Флоренции» стал отличным завершением концерта.

Чингиз Османов выступает сольно и вместе с ансамблями «Солисты Санкт-Петербурга» и «Симфониетта Санкт-Петербург» на разных площадках города. Музыкант окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру, и преподает в Санкт-Петербургской консерватории.За свое мастерство игры Чингиз Османов был награжден специальным призом на II Международном конкурсе имени Я. Хейфеца.

Кроме Чингиза Османова, участники фестиваля и продолжатели школы Леопольда Ауэра — Михаил Гантварг, Александр Фишер, Дмитрий Махтин, Ольга Мартынова, Любовь Стекольщикова, а также приглашенные звезды — известные скрипачи и лауреаты множества международных конкурсов француз Давид Грималь и венгр Кристоф Барати.

Расцвет петербургской скрипичной школы, которую основал профессор первой русской консерватории Леопольд Ауэр был золотой эрой музыкальной жизни Санкт-Петербурга, подарившей миру таких великих музыкантов, как Яша Хейфец, Миша Эльман, Мирон Полякин, Ефрем Цимбалист и многих других. Сегодня музыкальная традиция великого венгерского маэстро объединяет скрипачей и дебютантов. Когда-то и сам Леопольд Ауэр был молодым скрипачом, выступающим в разных городах Европы. Так, в 1868 г. в Лондоне его заметил великий пианист А.Г. Рубинштейн и организовал его приезд в Россию. Ауэр планировал провести в Петербурге три года, но город настолько его пленил, что скрипач остался на сорок лет. Ауэр ежегодно давал десятки концертов, возглавлял школу и дружил с П. Чайковским. Великий русский композитор писал о своем друге: «Преобладающие качества этого виртуоза — его задушевность, прочувствованность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка». В 1918 г. Ауэр уехал в США, где издал несколько книг о школе игры на скрипке.

Фестиваль проходит всю неделю с 14 по 21 сентября на лучших площадках города, включая Малый и Большой залы филармонии, и дворец Белосельских-Белозерских. В рамках фестиваля проходит международный конкурс скрипачей. Художественный руководитель фестиваля и председатель жюри конкурса – народный артист России Михаил Гантварг.

Профессиональное исполнение, хорошая акустика зала и отличный подбор музыки не оставили зрителей равнодушными. Совсем юные девочки и любители классики разного возраста дарили музыкантам цветы, и долго аплодировали после концерта, на котором душевность мелодии и певучесть смычка были продемонстрированы в полной мере.

Текст: Инна Зайцева

Добавить комментарий