Вы здесь
Главная > Театр > «Служанки» Романа Виктюка

«Служанки» Романа Виктюка

Московский театр Романа Виктюка снова приехал с гастролями в Петербург. 16 сентября на сцене ДК «Выборгский» исполнили нетленный во времени театральный ритуал «Служанки». Так называют спектакль режиссёра Романа Виктюка по одноимённой пьесе Жана Жене, о которой ещё Жан-Поль Сартр писал, что этот ритуал представляет собой чёрную мессу разыгрывающих убийство.

«Служанки» в руках Романа Виктюка — мастера утончённого эпатажа и экзальтированной драмы стал шедевром. Этой осенью спектаклю исполняется 30 лет. Сменялись составы, спектакль пережил три редакции, но неизменным остаётся интерес к постановке, ставшей известной на весь мир, где бесконечно воспеваются гимны о красоте образов и чувств, преувеличенно трагичных.

В бесконечных инсценировках убийства Мадам стыд служанок становится их триумфом. Чем дольше они репетируют, тем сильнее им мерещится, что она обо всём догадывается. «Свет выдаст нас, привыкший к нашим безумствам», — говорит одна служанка другой.

Раздираемые восхищением и ненавистью, Клер и Соланж пытаются подражать госпоже и понимают, что не могут стать ею. Предвкушая её убийство, они упиваются процессом, проигрыванием сценария снова и снова. Они кривляются и меняются ролями, что всегда заканчивается ужасом и опустошением.

Благоговение перед Мадам, растворённое в ненависти, погружает их в сточные воды стыда. Её добродетель вызывает в них противоречие, которое никогда не разрешится. Их одержимость обрушивается о чувство покорности перед необыкновенной красотой образа госпожи.

Хореография каждого движения и пронзительные интонации отображают парад переживаемых персонажами эмоций. Ритуальность происходящего на сцене подчеркнута фантазийным гримом, напоминающим театр кабуки и символичными костюмами: Клер в красной юбке как символ страсти, Соланж в чёрной — олицетворение невежества, а ослепительный костюм белого цвета Мадам как сияние благости и проявление утончённости драматичных переживаний. Цвета белый-красный-черный — устойчивая триада в символизме древних культур.

Жан Жене и Роман Виктюк сошлись в том, что женские роли в этой пьесе предназначены для исполнения мужчинами. Это удивительное сочетание ломает привычные представления о поведении людей, рождая новый язык выражения мыслей и чувств. Превращение бытия в иллюзию, а иллюзию в бытиё уводит зрителя в воображаемую реальность, созданную театром Виктюка по идее Жана Жене.

Текст: Алиса Иноземцева

Фото: Елена Козлова

Добавить комментарий