Вы здесь
Главная > Театр > «Обыкновенные чудики»: трогательно и искренне о простых людях

«Обыкновенные чудики»: трогательно и искренне о простых людях

7 сентября Молодежный театр на Фонтанке открыл новый театральный сезон. В этот вечер на Малой сцене был представлен спектакль «Обыкновенные чудики» по рассказам В. Шукшина. В постановке заняты студенты РГИСИ, мастерская н.а. России С. Спивака.

Премьера спектакля «Обыкновенные чудики» состоялась 20 января 2018 г. Постановка включает в себя восемь рассказов В. Шукшина: «Светлые души», «Чередниченко и цирк», «Думы», «Сапожки», «Кукушкины слезки», «Степка», «Ваня, ты как здесь?», «Хозяин бани и огорода».

Отличительной чертой рассказов В. Шукшина является страсть писателя к деревенской тематике: прозаик любил описывать эпизоды из жизни сельских жителей – людей, пытающихся найти ответы на жизненные вопросы. Наивность героев наиболее правдиво, пожалуй, могут передать актеры, которые сами смотрят на жизнь с некоторой бесхитростностью. Потому участие в спектакле «Обыкновенные чудики» студентов института сценических искусств оказалось крайне удачным выбором.

Интересная находка постановки – музыкальный пролог, стартующий еще до официального начала спектакля. Зритель прогуливается по фойе и вдруг слышит музыку. Первая мысль – опоздал. Сверяешься с часами – нет. Заинтригованный, неуверенно заглядываешь в зал и видишь актеров, исполняющих до боли знакомые хиты – «Полковнику никто не пишет», «Районы-кварталы», «Катастрофически» и др. Завороженный, садишься в кресло и начинаешь заряжаться энергией и драйвом, идущими от актеров.

А затем пролог с его знаковыми композициями 90-00-х резко сменяется народными песнями. И перед зрителем уже не современная молодежь мегаполиса, а деревня с ее простыми жителями. Все собрались за одним столом, дружно поют традиционные застольные песни, подшучивают друг над другом и рассказывают истории.

Первая из них – «Светлые души». Перед нами предстают два молодых человека – Михайло Беспалов и Нюся, создавшие семью. Они счастливы и полны надежд. Она – хлопочет по дому, готовит, убирает, с надеждой глядит в окошко в ожидании возвращения мужа. Он — ухаживает за машиной больше, чем за женой в конфетно-букетный период, и не прочь опрокинуть стопку-другую за ужином. На протяжении всей сцены зритель видит, как молодожены проживают каждый свою жизнь, только они пока еще этого не осознают, так как ослеплены любовью. Наиболее символичный и сильный момент, показывающий разницу в их взглядах на жизнь, — процесс поиска карбюратора: один из супругов раскидывает запчасти по комнате, другой складывает вещи обратно. В этой сцене отчетливо видно, что жизни молодых идут параллельно, и даже когда кровать уже расстелена, они не пересекаются.

Не случайным в качестве начала повествования видится выбор именно этой истории: рассказ, открывающий спектакль, показывает начало жизни новой семьи, у которой еще все впереди. Что ждет Беспаловых в будущем? Можно предположить, что последующие эпизоды — варианты развития событий. Возможно, они станут героями рассказа «Думы», когда она все также ходит и подбирает раскиданные им вещи, но не с радостью, как в молодости, а с ворчанием, разочарованием и злостью. А единственное, что он сможет ей сказать, будет «Спи». Или, может быть, как в эпизоде «Сапожки», они родят много детей, которых не на что будет кормить, и она из заботливой и любящей жены превратится в мегеру. Однако, несмотря на, казалось бы, разочарование в семейной жизни, и в одном, и в другом случае герои нет-нет да и будут вспоминать молодость, чувства и теплоту, которые они испытывали когда-то друг к другу.

В спектакле затрагивается не менее актуальная тема выбора между семьей и работой. В эпизоде «Чередниченко и цирк» циркачке весьма своеобразным способом предлагают отказаться от опасной работы в пользу семьи и детей. А Проньке из «Ваня, ты как здесь?» пророчат успешную актерскую карьеру, ему лишь стоит отвернуться от своих принципов и взглядов на жизнь и начать мыслить как все городские.

Проблема мировоззрения городских и сельских жителей всплывает и в эпизоде «Кукушкины слезы», когда приезжий из города начинает ухаживать за местной девушкой. И даже в разговоре двух соседей, Николая и Ивана из «Хозяина бани и огорода», можно увидеть противоборство взглядов: один несет все в семью, отказывая посторонним в помощи и прикидываясь бедным родственником, второй, напротив, на семье экономит, но другим готов отдать последнее.

Что неизменно присутствует в каждом из эпизодов «Обыкновенных чудиков», так это многоточие в конце истории. Зрителя оставляют наедине с растерянными, а порой и потерянными, как в рассказе «Степка», героями. Ты сам решаешь, что же произойдет с персонажами дальше. И выбор твой, возможно, будет сделан исходя из того, к какой из «сторон» принадлежишь ты – прагматичной городской или наивной и светлой сельской.

Посмотрев спектакль, подумалось о том, что деревенские «чудики» с их простым отношением к жизни в чем-то счастливее закостеневших горожан. И захотелось снова, как в детстве, махнуть в деревню, где тебя встретят с искренней радостью, накроют стол, за которым вы будете сидеть до поздней ночи, делясь историями из жизни и распевая песни.

Текст: Любовь Марьина

Фото с официального сайта театра

Добавить комментарий