Вы здесь
Главная > Около > Керамика Нины Ковалевской

Керамика Нины Ковалевской

Корреспонденты арт-журанала «ОКОЛО» побывали в квартире-студии замечательной Питерской художницы-керамистки Нины Ковалевской. Нежная, добрая Нина напоила нас вкусным зеленым чаем из тонких изящных чашечек, созданных ею, показала свои работы  и рассказала «ОКОЛО» о своем творческом пути, непростой технике керамики, вдохновении и планах на будущее:

ОКОЛО: Почему искусство заняло одно главных мест в твоей жизни? И почему именно керамика?

НИНА: Потому что искусство – это смысл жизни. Созидать, делать что-то красивое или ужасающее, что-то «сверх». А керамика – потому что с детства я что-то рисовала, лепила, делала кукол из различных материалов, вроде пластика. И в какой-то момент поняла, что нужно освоить керамику  как материал с тысячелетней историей и очень широким диапазоном художественных возможностей.

ОКОЛО: Ты училась в детстве в художественной школе?  Расскажи о своем образовании.

НИНА: Я жила в посёлке городского типа, небольшом городке, получить хотя бы начальное художественное образование или подготовку там было негде. Поэтому я самостоятельно что-то делала.  Ещё я шила в детстве. Потом поехала в Питер учиться на модельера-конструктора одежды, и эта «конструкторская составляющая» сейчас мне в помощь.

Прошло года три после того, как я закончила учиться, когда я поняла , что сейчас нужно выбирать: либо серьёзно заниматься творчеством, либо искать работу по профессии. И я пошла подмастерьем в мастерскую керамики. Вышло так, что там постигать это ремесло мне пришлось самостоятельно и с нуля. Я была сама себе предоставлена! Все, что нужно, было передо мной: вот печь, вот глина, вот глазури! Ну и покажи теперь, на что способна! Не знаю, можно ли это назвать обучающей программой, но я помню, что просто «улетала» тогда, работая с глиной.

Затем я стала осваивать технику росписи, и года четыре только ею занималась. В общем, к данному моменту обрела достаточно много навыков в этой области, которые мне позволяют реализовать самые разные художественные задумки, и рисунок, и моделирование, и формовка, какие-то способы декорирования.

ОКОЛО: Как ты думаешь, какое место керамика сейчас занимает в художественной экосистеме?

НИНА: Я думаю, что сама по себе керамика – это очень древний вид ремесла и очень древний вид искусства. И она может быть как абсолютно прикладной (тарелка, чашка, чайник), так и объектом высокого искусства. И её многообразие за эти тысячелетия впечатляет.  Она развивалась благодаря народностям: каждый этнос в нее что-то вкладывал, и большие мастера, используя эти материалы, что-то туда привносили.

Современная керамика, как и живопись, и есть современное искусство. Её можно по-разному трактовать. Все зависит от художника, от того, что он хочет в неё вложит,  и насколько он не примитивно мыслит.

ОКОЛО: Расскажи, пожалуйста, в чём заключается специфика работы с керамикой. Какие у нее технические, физические и метафизические аспекты?

НИНА: Специфика с точки зрения технологии и производства весьма конкретна и от лирики далека.

Нужна способность трёхмерно мыслить, чтобы потом трёхмерное создавать, представлять предметы, которые потом у тебя будут объёмными в пространстве. В современном понимании здесь удобнее использовать слово «дизайн», если делать предметы интерьера или быта,  а не просто арт-объекты, которым место исключительно в музее или в специально отведенных местах.

Работа с глиной часто очень тяжёлая, потому что это большие массы материала, это грязная работа с гипсом на каких-то этапах. И, если представить себе весь процесс  – от добычи глины до конечного продукта  –  ты там сталкиваешься с очень «хардовыми» задачами, которые могут тебя изматывать. Тебе реально нужна физическая сила для этого. Будучи участником всех этапов производства, ты понимаешь, сколько элементов включено в этот процесс, и что каждый на определенном этапе влияет на результат! На определенном этапе у тебя работает вода, на другом огонь, и каждый из этих элементов и есть та самая метафизика, которая в совокупности что-то рождает. И ты – как один из элементов этих стихий!

ОКОЛО: Получается, стихии помогают?

НИНА: Да, стихии помогают. И ты, как человек, как стихия, довольно быстро начинаешь осознавать себя настоящей частью мира, частью всего живого, частью Космоса. И бывает, что к тебе может прийти какая-то идея, потому что сам материал тебе ее подскажет. Как повернётся то или иное, ты иногда не знаешь. Какая-то трещинка или неудачно пошедший, не по твоему плану, обжиг в итоге приведут тебя к новому открытию и  покажут, что этот материал может еще и так выглядеть и так может работать. В общем, это очень круто! И можно часами рассказывать о том, какие удивительные уроки эта работа порой преподносит!

ОКОЛО: Слушая тебя, вспоминается легенда о том, что Бог вылепил человека из глины.

НИНА: Когда ты работаешь с глиной, эта версия действительно кажется правдоподобной (смеётся), потому что вся мощь природы и твоя воля могут соединиться! И потом другие люди могут это воспринять и еще могут это использовать. Радует, что сейчас возвращается интерес к традициям и экологии. Пластик это, конечно, очень удобно, но если использовать традиционные материалы и способы производства, делая их эффективнее с помощью современных технологий, керамика еще может нас удивить. И она будет занимать своё место не только в искусстве, но и в бытовой жизни.

ОКОЛО: Какие у тебя ориентиры? Кто задаёт сейчас тренды?

НИНА: Кто задаёт тренды, я не знаю. Ориентиры  у меня такие, что я очень требовательно отношусь  к тому, что делаю. Я не пропускаю того, что мне не нравится, даже если это будет нравиться многим другим людям. Я предпочитаю от этого уходить, если не чувствую по-настоящему, что это мой труд. Есть огромное количество коллег, чьи работы мне очень нравятся, но я никогда не ориентируюсь на них, не пытаюсь повторить их или ими вдохновиться.

ОКОЛО: Что тебя вдохновляет?

НИНА: Меня вдохновляет сам факт того, что человек является трудоспособным, что он отвечает за свою идею, что он её имеет, что он её отстаивает, её хранит и ей следует.

С этой точки зрения есть художники, которые меня вдохновляют. И, как правило, это старые мастера. Потому что, если читать историю керамики и фарфора, то можно увидеть людей, которые целую жизнь положили на то,  чтобы какую-то определенную идею воспеть в своем творчестве или сделать открытие, или сохранить наследие. Всё это требует духа. И производит огромное впечатление на меня! Примеры могут быть не только в керамике, меня вообще восхищают такие люди и такие мастера.

А именно с точки зрения визуального вдохновения, я не знаю. У меня что изнутри идёт, что я хочу в данный момент сделать, как я это чувствую, так я и делаю.

ОКОЛО: Идеи сверху приходят?

НИНА: Да, и сверху и снизу! (Смеётся!) Иногда это бывает, когда я придумываю какой-то концепт, где есть реальные задачи и средства, чтобы эту задачу выполнить. А иногда бывает, когда я нахожусь, как говорится, в потоке, и идеи приходят во время того, когда работают глаза и  руки. Поэтому у меня нет какой-то стабильной «визитной карточки», которую иногда человек может использовать в своих работах в течение всей творческой биографии, всё время  делает что-то наподобие неё и т.д. У меня такого нет. Есть только какие-то серии, когда что-то у меня идёт, и я это действительно чувствую, и я понимаю, что не лгу, когда делаю каждый предмет, и когда передаю потом его кому-то.

И плюс, если делать индивидуальные заказы, то мне нравится, что люди обращаются ко мне, как к художнику и говорят: «Нам нравится Ваш стиль, сделайте, пожалуйста, как хотите». И получается, например, что я сейчас делаю какую-то серию работ или одну, а она как компиляция многих впечатлений, для которых сейчас время пришло. Или, работая над индивидуальными заказами, включаешь интуицию, чтобы поле человека понять, сделать в унисон. И это тоже одна из стихий о которых мы сейчас говорили.

Вдохновляет всё то же: природа, человек, человеческое, жизнь, смерть.

ОКОЛО: Расскажи, пожалуйста, об интересных, важных проектах, которые приходилось придумывать, или в которых приходилось участвовать.

НИНА: Важный и интересный испытательный проект был для меня в самом начале творческого пути, когда мне, как человеку без специального художественного либо технического образования,  доверили сделать печные изразцы.  И это был как раз судьбоносный заказ. Потому что на тот момент у меня не было достаточно объёмной базы знаний,  и именно поэтому  у меня не было и страха, чтобы за это взяться (смеётся)! «Да сейчас  сделаю!», — сказала я, и только потом  столкнулась с техническими сложностями.  Что-то не получалось, но я всё равно делала, переделывала и шла к цели. Но такие технически тяжёлые заказы и проекты очень мной любимы именно за то, что они меня на эту дорогу поставили очень конкретно! И не оставили мне никаких сомнений в выборе пути!

ОКОЛО: Расскажи, пожалуйста, про свой благотворительный проект.

НИНА: Это пока слишком громко сказано. Эта идея родилась пару лет назад, но по разным причинам откладывалась. Сейчас всё хорошо, поэтому проект должен скоро воплотиться в жизнь.

Этот проект (показывает на предметы посуды в виде животных) называются «Mammal», что означает в переводе – млекопитающие. Изначально так назвала просто потому что люблю молоко, оно белое, вкусное  (улыбается). А потом всё начало формироваться  в концепцию, чтобы сделать такие предметы быта и посуду, которые можно было бы использовать, чтобы они были и удобные, и красивые. Эти ребята  –  это не конкретные звери,  а образы зверей.  Может быть, я чуть-чуть «инопланетянского» в них добавила. Основная идея такова, что это некие предметы быта, но при этом они звери, они живые, и они  –  твои друзья. В локальном плане,  те предметы, которые находятся  с тобой в одном доме, у тебя на кухне, которые ты используешь,  должны быть к тебе дружески настроены,  а ты – к ним.  Они должны тебя радовать и не быть пустотой, которую ты можешь выкинуть, и которая тебе совершенно безразлична. Цель- создать некий интерактив с предметами. У меня есть друг, Ирина Скорева, это человек широкой мысли, и она сейчас пишет сказки об этих персонажах, так мы хотим эту интерактивность запустить, создавая истории предметам, наделяя их характерами.

А в масштабном плане хорошо бы всем нам вспомнить и возродить идею о том, что и мы, люди —  все друг другу друзья! Мы не должны быть равнодушны. Этот проект хочу сделать благотворительным. Не просто продавать на заказ эту посуду, а делать разовые акции, связываясь с людьми, которые помогают детским домам, либо животным или, может, сами нуждаются  в помощи.  Если такой человек связывается со мной, то я делаю партию «мэмолов», продаю,  и деньги идут на то, чтобы осуществить какие-то задачи. Надеюсь, это получится осуществить в параллель с остальными моими работами. А в 2019-м году хочу, наконец, сделать персональную выставку своих художественных работ. Я хочу больше работать со скульптурой и концептуальной посудой для этой выставки.

ОКОЛО: Есть какая-то фраза, строчка или цитата, максимально отражающая твоё мировоззрение и ощущение жизни?

НИНА: Всё, что есть здесь, есть и повсюду. А чего здесь нет, нет нигде. «Всё находится в нас», иначе говоря!

ОКОЛО: Какой из видов искусства, помимо живописи, тебе нравится?

НИНА: Я всё люблю. Любой вид искусства или творчества, который настоящий, где действительно работает художник или команда художников. Или это просто хороший дизайн, что значит –  хорошо и профессионально проделана работа. Или, если судить по метафизическим параметрам, то  это там, куда вложена душа (как бы преславуто это ни звучало),  эмоция.  Вообще, главным видом искусства считаю музыку, несмотря ни на что. Она совершенно неотъемлема от человека. Любая комбинация звуков – это музыка. И звуки есть всегда.

Визуальный ряд тоже всегда есть, но он задействует, наверное, меньше наших каких-то душевных рецепторов.  А музыка, она влияет очень глубоко. Даже если она звучит фоном, или это просто ритм города, или шум леса,  это всё какие-то симфонии, и человек никуда не может от них деться. А когда это делает композитор, который пишет музыку или певец, который поёт красивым голосом, это очень сильно и очень длительно воздействует на человека,  и может его и успокоить, и взбудоражить, и вдохновить или разозлить. В общем, в музыке есть всё!

Некоторые люди не воспринимают изображение, но не нет такого человека, для которого не найдется музыки или звукового ряда, которые смогут оставить его совершенно равнодушным.

ОКОЛО: У тебя есть мечта?

НИНА: Наверное, есть, если не копаться в определениях. Но она –  не как цель, а как мечта, которая может быть протянута на всю жизнь, и на прошлое в том числе.  Я просто мечтаю о том, чтобы работать, чтобы делать что-то стоящее и красивое. Это так важно для меня, что я даже могу расплакаться!

ОКОЛО: Ты считаешь себя счастливым человеком?

НИНА: Да!

Сердечно благодарим Нину за беседу и желаем ей удачи в жизни и творчестве!

Текст: Екатерина Новикова
Фото: Александр Шек

Фотографии Нины Ковалевской: 

 

 

 

 

Добавить комментарий