OPEN LOOK XX: to do or not to do 

17 августа на двадцатом фестивале современного танца “Open look” в осознанном сновидении нидерландских артистов зрители вышли на танцпол, а в цифровой техно-иллюзии челябинской труппы «Картон» им предложили выпить и закусить.Талантливые голландские хореографы Жером Мейер и Изабель Шаффо создали удивительный перформанс. Только оказавшись в зале, зрители сразу же стали участниками представления. Сначала танцоры предложили собравшимся разделиться на пары. Один из партнеров должен был закрыть глаза, а другой водил его по периметру сцены. Следующее задание заключалось в том, что зрители должны были принимать необычные танцевальные позы, прикасаясь друг к другу. Сменить позу следовало через пять секунд. После чего разгоряченная и сопричастная публика расселась по местам, уступив место танцорам: Клер Херманс, Дэвиду Кругель, Жоао Динис Пиньо, Джулии Кампистани, Константиносу Кранидиотис, Кинде Гозо и Квинти Боер. Название спектакля «Душа № 2, Исполнители», и исполнителями тут стали все, кто оказался в зале. Постановка, по сути своей, импровизация, потому что реализация идеи напрямую связана с тем, как поведет себя зрительный зал. Танцоры в свободной одежде – девушки в лосинах и майках, мужчины в рубашках и джинсах, двигаются по сцене. Вокруг сидят зрители, которых в течение всего представления, то по одному, то группами выводят танцевать, зеркально повторять позы и движения, бегать и даже обниматься.Сольно и все вместе, на языке танца и по-английски танцоры рассказывают об одиночестве, любви, детской робости, иронии старости, буллинге и умении ему противодействовать. А потом и на языке Шекспира задаются почти гамлетовские вопросы: “to do the best or not to do”, “to feel, or not to feel”, то есть сыграть изо всех сил или нет, позволить себе отдаться чувствам или нет. Не чувствовать на представлении нидерландских танцоров невозможно. Они предупреждают сразу, что зрители очутились в осознанном сновидении или параллельной вселенной, где само время становится движением, а индивидуальный выбор каждого может сделать нас всех настоящими людьми.В ходе спектакля зрителей постоянно удивляют. Количество актеров не ясно, потому что те, кто кажутся зрителями на первый взгляд, совсем не те, кем кажутся. В какой-то момент спектакль превращается в фильм, в котором появляется режиссер с видеокамерой, транслирующей автобиографию одной из танцовщиц на подвешенные на стенах экраны. И наконец, апофеоз внезапности – появившиеся, словно из ниоткуда, цирковые качели, на которых уже практически акробатические трюки совершают танцовщицы.Акробатики в танце нидерландской труппы действительно очень много, а еще есть балетные техники, элементы джаза и стрит-дэнса. Подбор музыки соответствует происходящему – романтичные трогательные песни сменяет барабанный ритм, а затем джаз и расслабляющая музыка.Жером Мейер и Изабель Шаффо создали уникальную вселенную, где волшебники танцоры делятся своими историями, танец, спустившись с пьедестала недостижимости, оказывается вполне реальным даже для людей без специальной подготовки, а души всех собравшихся настолько связаны воедино, что продать их вряд ли представляется возможным.Совсем другим оказался сон челябинского театра современного танца «Картон». На идею его создания хореографа и постановщика Ольгу Пона вдохновил известный режиссер Иван Вырыпаев. Он рассказывал, как запирался в купе поезда Москва – Иркутск, чтобы написать сценарий. Герои спектакля «Картон»: Денис Чернышов, Дмитрий Чегодарь, Рафаэль Тимербаков и Владислав Морозов оказываются не в купе, а в моделях комнат, где нарисовано все: от книг до окна и кошки. В поисках идей они комкают бумагу, ходят по стенам и засыпают. Наконец, в груде скомканной бумаги рождается то ли концепция, то ли некий новый креативный друг – муза для искателей вдохновения и вдохновляет их на совместное исследование, взаимодействие и даже праздник с бутылкой и соленьями.Спектакль «Картон» получился очень современным, благодаря электронной музыке и скользящим танцевальным, акробатическим и бальным техникам. Отдельно стоит отметить и работу с декорациями. В этой постановке в движение приходят не только актеры, но и скомканная бумага, и даже лампы. Танцоры активно взаимодействуют и с лампами, и друг с другом, то по очереди, то практически сливаясь воедино.Ольга Пона не новичок в мире современного танца. Приехав в Челябинск из Оренбургской области, хореограф вместе с Владимиром Пона основала театр современного танца в 1992 г. С тех пор режиссер поставила 17 спектаклей. 16 лет театр был номинантом и дважды получил главную награду на театральном фестивале «Золотая маска».Известный театральный режиссер Георгий Товстоногов в своей книге «О профессии режиссера» писал: «Вдохновение не посещает ленивых. Надо много и упорно трудиться, подготавливать побольше «топлива» для работы воображения, и тогда придет вдохновение. Если оно не сразу осеняет, если режиссер не сразу видит будущее творение — не надо отчаиваться. Не надо сердиться на свое воображение, топать на него ногами, насиловать его. Надо работать. Вдохновение обязательно придет, если, конечно, у режиссера и его артистов есть творческие способности».Творческие муки, поиск вдохновения и рождение идеи в спектакле «Картон» проходят непросто. В танце актеров можно увидеть и конфликт, и противодействие, и такую дружбу, про которую одна из зрительниц, выходя из зала сказала: «Да, это ж Чук и Гек!».Возможно, не зря Иван Вырыпаев запирался в купе, чтобы его не тревожили во время написания пьесы именно по пути «Москва-Иркутск». Здесь же скорее намек на поезд «Москва-Петушки». Как бы то ни было, судя по аплодисментам и довольным улыбкам зрителей, и такие поезда могут привести к вдохновению и плодам творчества.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Open Look

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения