«Open look» XX: От русской классики до земли обетованной

16 августа в честь четвертого дня двадцатого фестиваля современного танца «Open look» зрители, благодаря проекту Ксении Михеевой «Гроза», на языке танца познали трагедию русской классики и стали свидетелями «Рождения Феникса» в спектакле израильской труппы «Вертиго».Постановка «Гроза» создана по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского. Пятеро актеров: Станислав Пономарев, Никита Маркелов, Анна Игнатьева, Ксения Семенова и Николай Насенков - выходят на сцену в темно-синих и серых, длинных балахонах и плащах, словно персонажи некой антиутопии в духе «Обитаемого острова» А. и Б. Стругацких или «Мы» Е. Замятина. Под звуки скрежета механизмов, сменяющиеся то колокольным звоном, то соло скрипки раздается шепот: «Почему люди не летают, как птицы?».Полет и правда представляется невозможным. Над сценой подвешена решетка, напоминающая клетку, над которой вместо солнца - аквариум с водой, а на самой сцене урбанистическая конструкция из труб. Артисты ритмично шагают без эмоций на лице, пафосно и властно скруглив спины по скорее фантастическому, чем реалистическому пространству. Они взаимодействуют друг с другом, любят, ревнуют, играют, резко и порывисто танцуют, переходят от одной эмоции к другой, увеличивая темп и интенсивность чувств, пока не достигают громоподобного катарсиса.Режиссер спектакля - Ксения Михеева - хореограф, педагог и танцовщица из Санкт-Петербурга. Училась в школе балета им. Аскольда Макарова, затем на программах в Германии, Риге, Австрии. В данный момент является педагогом Дома танца «Каннон Данс».Постановка «Гроза» - трансляция трагичности, последовавшей за лицемерием героев и тем, что они стали пленниками собственных установок. Чувствуется общая атмосфера серости, меланхолии и древнерусской тоски по несбыточному.Следующий спектакль фестиваля оказался наоборот очень жизнеутверждающим и оптимистичным. «Рождение Феникса» - танцевальный проект, в котором принимают участие пятеро танцоров. Этот проект был основан в 1992 г. хореографами Ноа Вертхайм и Ади Шаал в Иерусалиме.Ноа Вертхайм — всемирно известная хореограф и танцовщица, лауреат многочисленных премий, в том числе премии Министерства культуры Израиля 1998 года для молодых хореографов, премии Ландау 2003 года за исполнительское искусство и премии министра культуры Израиля 2012 года за ее хореографию постановки «Рождение Феникса». Не случайно имя Ноа на иврите означает «движение». В своей постановке хореограф удивительно понятно общается со зрителями с помощью языка танца, приглашая в увлекательное путешествие, в котором балетные па гармонично сочетаются с акробатическими прыжками, элементами из народных танцев, включая модный сегодня трайбл.Движения артистов настолько синхронизированы, что порой они кажутся единым живым организмом. Сольно, по парам и вместе они рассказывают свои истории о любви, счастье и возрождении. На красном, словно после пожара, песке практически взмывают ввысь одетые в красные же костюмы поразительно пластичные танцоры, энергетика которых просто гипнотически завораживает всех собравшихся.В этом спектакле нет границ для полета. Артисты танцуют внутри геодезического купола, только условно ограничивающего пространство, под динамичную, ритмичную, а периодически медитативную музыку, переходящую то в шум моря, то в звуки льющейся воды, то в народное песнопение.Один из известнейших хореографов мира Морис Бежар в своих мемуарах «Мгновение в жизни другого» писал о том, как на одном из чудес света - горе «Мачу-Пикчу» в Перу пораженный царившей там энергией он захотел поставить «бескорыстный балет для руин, ветра и головокружения». Интересно, что «Vertigo» – переводится, как «головокружение», и энергетика танцоров действительно головокружительна. Прав был великий Бежар, что место имеет значение. Впечатление действительно усиливало то, что спектакль демонстрировался не в театре, а во внутреннем дворе великолепного Юсуповского дворца, в куполе, пропускающем ветер для благодарной публики, проводившей танцоров бурными овациями и многократными криками: «Браво!».

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Татьяны Юдиной, Виктории Гончаровой и из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения