Вы здесь
Главная > Танец > OPEN LOOK XX: о смирении и жажде власти

OPEN LOOK XX: о смирении и жажде власти

17 августа в рамках XX международного фестиваля OPEN LOOK на Новой сцене Александринского театра зрителей ждал микс из трех совершенно разных постановок: философской притчи «В ожидании Годо» Ксении Михеевой, оды человеку и красоте «body mantra» от Алексея Торгунакова и пугающем размышлении на тему власти от Марии и Елизаветы Жуковых. 

«Можно и подождать, если есть чего ждать», —
Сэмюэль Бэккет «В ожидании Годо»

Пьеса ирландского драматурга Сэмюэля Бэккета, признававшаяся «самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века», любима как театральными постановщиками, так и кинорежиссёрами, и получила не одну экранизацию. Даже на нынешнем фестивале OPEN LOOK свою вариацию пьесы представил Московский театр «Балет Москва». Причинами популярности произведения является то, что оно затрагивает как религиозные, так и философские вопросы, и толковать его можно абсолютно по-разному. По сюжету пять персонажей ждут загадочного Годо – реального ли человека, Бога, дьявола, Смерть? Каждый зритель решает сам. Герои ничего не пытаются сделать, как-то изменить свою жизнь, они лишь смиренно ждут и надеются, что что-то произойдёт, когда придёт Годо:
« — Тогда что нам делать? – Ничего. Так безопаснее».


«…Для каждого из пятерых нужно найти свою пластическую выразительность, все герои должны отличаться между собой. В процессе работы я начала задавать вопрос себе — сколько личностей есть во мне» — говорит Валерия Каспарова, исполнившая роли всех пяти персонажей.

Миниатюрная Учебная сцена, на которой разворачивается действо, сплошь заставлена метафоричными коробками – их героиня по ходу спектакля будет то в ярости крушить и разбрасывать, то аккуратно и вдумчиво расставлять. Словно герой голливудского фильма «Сплит», в котором уживаются десятки личностей, необыкновенная пластичная, с богатой актёрской палитрой, Валерия Каспарова в танце демонстрирует противоречия, душащие каждого, их мятущиеся души, стремление к саморазрушению и поиску, рассуждает на разных языках, цитирует притчу о двух разбойниках и Христе.

В спектакле используются совершенно разные приёмы – и классический танец, и бег на месте, и движение назад, и будто замедленная съёмка. Иногда сцена озаряется пугающим кроваво-красным цветом, а подчас всё вокруг становится чёрно-белым, подчёркивая документальность и реальность происходящего. И долго ещё после окончания спектакля в абсолютной темноте звучит дьявольский смех. Он [Годо] не придёт. Зато жизнь прошла — в ожидании и бездействии.
Вторым произведением вечера стало прекрасное творение «body mantra» хореографа и исполнителя Алексея Торгунакова, бывшего солиста Большого театра, ныне сотрудничающего с Rozbark Dance Theatre (г. Бытом, Польша): «Я есть душа, помещенная в органическо-материальный союз сомнений и желаний. Я есть здесь и я есть сейчас. Body Mantra — это торжество человеческого чувства, человеческого существования». За 10 минут перед зрителем пролетает вся жизнь, искусно показанная танцором — с момента рождения, трогательности и незащищённости, постепенном расцвете и угасании.
Перфоманс от преподавателей современного танца, выпускниц Amsterdamse Hogeschool voor de Kunsten Марии и Елизаветы Жуковых “TakeOver” (от англ. перенимать власть, ответственность от кого-либо) заставляет задуматься о природе власти и о том, что делает она с людьми. Тёмная сцена озаряется всполохами света – одна девушка постепенно приближается к мерцающему и такому манящему диско-шару, другая – поначалу документирует происходящее на фотоаппарат, любуется красотой второй, а потом тоже начинает желать – приблизиться, дотронуться, обладать такой притягательной вещью.. И вот начинается танец-игра, танец – борьба двух персонажей, выглядящих идентично – будто ожившее зеркальное отражение пытается предостеречь от ошибок. Диско-шар превратится по ходу действия в зловещий маятник, отмеряющий время, а героини будут попеременно то упиваться властью, то унижаться и молить о ней – ведь заполучив такую силу хоть на время, человек уже не может от неё отказаться, превращаясь в зверя.
В очередной раз фестиваль современного танца OPEN LOOK подарил зрителям не просто яркие и талантливые постановки, но продемонстрировал философские произведения, которые могут посоперничать силой и глубиной с серьёзными драматическими спектаклями.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Open Look

Добавить комментарий