Вы здесь
Главная > Кино > Don’t worry. Be happy!

Don’t worry. Be happy!

23 августа на мягких креслах уютного современного кинозала легендарной киностудии «Ленфильм» расположились поклонники творчества одного из самых андеграундных и провокационных режиссеров США – Гаса Ван Сента. Создатель авторских картин в пику коммерческим мелодрамам об идеальных людях, а также предсказуемым голливудским блокбастерам, открыто и эстетически безукоризненно уже много лет показывает люмпенов, маргиналов, наркоманов и представителей меньшинств настолько реалистично, что даже самым искушенным киноманам порой становится не по себе. В этот вечер на стойкость решили испытать зрителей «Ленфильма», которых ждал небольшой тест, призы и премьерный показ, пожалуй, самого жизнеутверждающего фильма мастера — «Не волнуйся, он далеко не уйдет».

Книгу Лао Цзы, которого цитируют в фильме, и плакаты выиграли знатоки фестивального прошлого режиссера, правильно ответившие на вопросы: «Какие два фильма Гаса Ван Сента получили Оскар?», а «Какой — золотую пальмовую ветвь?». Знатоки и киноманы уже, наверное, догадались, что ответ на первый вопрос: «Умница Уилл Хантинг» и «Харви Милк», а на второй – «Слон». После просмотра нового фильма скорее в голову приходят другие вопросы. Например, «В каком фильме Гаса Ван Сента подростки совершают непоправимое?», «В каком фильме режиссера Робин Уильямс сыграл роль психоаналитика?» и «В каком фильме герои верили знакам?»

В том, что касается фестивалей, новый фильм Гаса Ван Сента уже догоняет предыдущие. Он получил Золотого медведя на Берлинском фестивале и был представлен на Сандэнс. В остальном же кино отличается от предыдущих картин, как минимум, наличием сюжета. Так, есть легенда, что перед съемками своего шедевра «Джерри» режиссер сжег сценарий. «Не волнуйся, он далеко не уйдет» основан на автобиографической одноименной книге карикатуриста Джона Каллахана. И благодаря этому имеет логичную сюжетную линию, хотя один из персонажей все же приходит к выводу, что «жизнь не должна быть такой осмысленной, как нам хотелось бы».

Персонажи в фильме невероятно колоритные. Под вывеской на стене с мотивирующим лозунгом «Think! Think! Think!», который переводится троекратным «Думай!», в тесном кругу собираются анонимные алкоголики, чтобы за двенадцать шагов преодолеть путь от отговорок и состояния жертвы обстоятельств до умения принимать на себя ответственность, прощать и благодарить. Их философия из цитат, религии и позитивизма лейтмотивом проходит через фильм.

Теплые тона после ранней черно-белой «Дурной ночи» или чрезмерно насыщенных оттенков «Слона» создают ощущение некой нереальности или притчевости. Джазовая музыка в барах, новая трактовка текстов Боба Дилана и, наконец, колыбельная на скорости 140 км в час — многократно усиливают сюжетные переходы.

В картине практически нет случайных деталей. Как в «Аптечном ковбое» Боб ориентируется на приметы, здесь Джона предупреждают знаки. Каждая сцена — словно подготовка к следующей. Загадки и причинно-следственные связи можно разгадывать до бесконечности.

Подростки также ошибаются, как в фильме «Слон», но здесь это поправимо. Кроме того, дети восхищаются остроумием Джона, несмотря на то, что многим другим людям его чувство юмора кажется оскорбительным. Например, рисунок двух голов без тел на колесиках с фразой «Ты меня вдохновляешь» — намек на то, что фильм все-таки не о том, что надо вдохновиться историей успеха и позитивно маршировать в гору. Возможно, он об ответственности, возможно, о любви, где форма не имеет никакого значения, а возможно, о мышке Сникерс, которая крутит свое колесико, пока не придет длинноволосый религиозный Тим, чтобы ее покормить.

Роль карикатуриста и автора автобиографии Джона сыграл Хоакин Феникс, а изначально должен был Робин Уильямс, в которого в какой-то момент Феникс окончательно превращается. Узнаваемы отсылки к таким фильмам, как «Август Раш», «Целитель Адамс» и, конечно, «Умница Уилл Хантинг», где Робин Уильямс сыграл роль психоаналитика. Только здесь своих, как он их называет, «поросят» анализирует не Джон, а Донни, развалившись на мягком диване, как и положено человеку, разобравшемуся в себе и так уж и быть готовому иногда поразбираться в окружающих. Роль Донни исполнил Джона Хилл, известный по комедиям «Мачо и ботан» и «Побег из Вегаса». Гас Ван Сент открыл в нем драматичного актера, способного отобразить довольно многоплановый характер.

Идеальную нежность и ангельскую доброту продемонстрировала Руни Мара, исполнившая роль Ану – девушки из Стокгольма, «города, где много рыбы». Обладательница золотой пальмовой ветви за женскую роль в фильме «Кэрол» Руни и здесь удивительно женственна до предела самопожертвования во имя душевной красоты.

Фильм сложно не сравнивать с «1+1» Оливье Накаша. Все же темы очень схожие. Вопрос только в глубине раскрытия и философском поиске. Как говорил Лао Цзы: «Нужно сделать свое сердце беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение». Волноваться действительно не стоит. Гораздо лучше, как в песне Бобби Макферрина “Don’t worry. Be happy”, быть счастливыми.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий