Swing! Brother, swing!

Однажды Луи Армстронг давал интервью на радио, где его спросили: что же такое «свинг»? На этот вопрос величайший джазмен ответил: «Раньше мы называли это регтаймом, потом блюзом, затем джазом, а теперь свинг. Белые люди, вы во все всегда вносите путаницу».Легендарная звезда джаза, Луи Армстронг, начинал играть в 1920-1930-е годы - золотую эру джаза. Пока в Америке царил сухой закон, а мафия подпольно продавала виски, влюбленные парочки в клубах танцевали под джазовые ритмы. Об этом времени снято много гангстерских фильмов, включая замечательный сериал «Подпольная империя». Но вот после «черной пятницы» - обвала биржи в США - началась «великая депрессия». Из-за кризиса интерес к джазу стал падать, музыканты сменили маленькие бары на большие залы, где для выступлений понадобились настоящие оркестры. «Эпоха свинга» выпала на пик популярности джазовых оркестров - 1934-1946 годов. Основоположниками стиля больших оркестров были Флетчер Хендерсон, Томми Дорси, Бенни Гудмен и, конечно, Дюк Эллингтон, чьи фотографии можно увидеть на втором этаже Государственной филармонии джазовой музыки Санкт-Петербурга рядом с фотографиями Давида Семеновича Голощекина, благодаря которому уже в двадцать-пятый раз в Северной столице состоялся фестиваль «Свинг белой ночи-2018».Фестиваль проходил с 29 июня по 2 июля. Особенно значимым это событие делает то, что в этом году, согласно постановлению ЮНЕСКО, Петербург стал мировой столицей джаза. Традиционно ведущим фестиваля был самый главный знаток джазовой музыки в России, автор многих книг о джазе, включая энциклопедию "Джаз. XX век" и великолепный ведущий Владимир Борисович Фейертаг.На открытии сыграл основатель филармонии, талантливый мультиинструменталист, играющий на скрипке, флюгельгорне, вибрафоне и других инструментах, гениальный композитор и замечательный исполнитель Давид Голощекин. Ему аккомпанировал самый известный пианист Петербурга Николай Сизов и самые красивые исполнительницы и исполнители камерного оркестра «Струны Санкт-Петербурга».Музыканты сыграли полюбившиеся петербуржцами сочинения маэстро: композицию, ставшую саундтреком к фильму «Святые маршируют» - «Сиреневый час», а также другие произведения, включая самое петербургское - «На солнечной стороне Невского».Любители джаза делятся на два основных вида: одни к джазовому вокалу равнодушны, а другие в нем души не чают. Петербургская Сара Вон - блистательная Юлия Касьян и практически Элла Фицджеральд Северной столицы – Эльвира Трафова спели для гостей фестиваля свои самые знаменитые хиты: «In a sentimental mood», трогательное и нежное сочинение Давида Голощекина по стихам Анны Ахматовой «Летний сад» и другие.На открытии выступали не только постоянные исполнители филармонии. Во втором отделении зрители услышали квартет из Москвы «Just Jazz Quartet» барабанщика Вячеслава Великого. В 2002 г. вместе с саксофонистом Дмитрием Мосьпаном он собрал ансамбль, в который сейчас, кроме основателей входят Роман Соколов (тенор-саксофон, флейта, бас-кларнет), Владимир Нестеренко (фортепиано, хаммонд-орган) и Владимир Кольцов-Крутов (контрабас). В программу вошли аранжировки джазовых известных мелодий 60-х и авторские сочинения Вячеслава Великого и Дмитрия Мосьпана.Третье отделение стало настоящим подарком для всех поклонников оригинального американского джаза. Подарок преподнес практически Майлс Дэвис из Балтимора – виртуозный трубач и вокалист Рональд Бейкер. Вместе с трио Алексея Черемизова, включающего в себя также музыкантов из Екатеринбурга: Виктора Дюдяева (контрабас) и Вячеслава Евлютина (ударные) Рональд трогательно и душевно исполнил многие джазовые хиты, в том числе “Cripple, crapple, crutch”, “Misty” и “Take the “A” train” Дюка Эллингтона.Пианист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестра Дюк Эллингтон, на чьи произведения, как на «джазовый стандарт» равняются современные музыканты, как-то сказал: «У меня никогда не выходило играть так, как другие. Поэтому я придумывал свое». Так как джаз основан, прежде всего, на импровизации, музыканты создают авторскую очень личностную интерпретацию даже известных мелодий. Второй день фестиваля начался также с выступления Давида Голощекина, но уже совсем с другим джаз-бэндом. Поэтому и музыка звучала совсем иначе.Концерт начался с выступления ансамбля «Четверо». Название - ответ на вопрос, который чаще всего приходилось слышать от официантов одному из лучших альт-саксофонистов мира Полу Дезмонду: «Сколько вас в квартете?». Фраза так ему понравилась, что он даже написал книгу с таким шуточным названием. В московско-петербургский ансамбль «Четверо», кроме Давида Голощекина, входят барабанщик Виктор Епанешников, пианист Алексей Подымкин и контрабасист Сергей Васильев. Ансамбль восхитительно искренне и оригинально исполнил романтичную “My one and only love”, “Softly, As In A Morning Sunrise” Зигмунда Ромберга, сентиментальное танго и другие произведения.Настоящей изюминкой вечера стало выступление финской группы «Frim–Fram Quartet» Юки Вялипакка. Шведская, латвийская и финская джазовые школы давно уже развились в отдельные достойные внимания направления. Количество джазовых фестивалей в Финляндии зашкаливает. Тем интереснее, когда финские джазмены приезжают к нам. Музыканты «Frim–Fram Quartet» создали феерический драйв блюзовыми и рок-н-рольными хитами, в том числе и собственного сочинения. На саксофоне, клавишных, ударных, губной гармонике и гитаре в форме коробки для сигар, «Frim–Fram Quartet» зажигательно, профессионально и с юмором исполнили “Wake up”,“I put a spell on you”, “Kitty of art” и другие произведения собственного сочинения.Завершением концерта стало выступление пианиста, джазмена, основателя фестиваля «Джазовая провинция» Леонида Винцкевича и квартета «Contemporary Jazz» (Россия-США), включающего в себя также Джоэла Тэйлора (барабаны), Николая Винцкевича (саксофон) и Кипа Рида (бас-гитара). Несмотря на то, что Леонид Владиславович скромно заметил, что ему некогда равняться на Оскара Питерсена, его мастерство игры на фортепиано и профессионализм других участников ансамбля вызвали шквал аплодисментов в зале. Манера игры Леонида Винцкевича – уникальна и неподражаема, а все потому, что, по его же словам, путь к самому себе – всегда самый долгий, и главное – это быть самим собой. Международный квартет существует с 2007 г. За эти годы сыграны сотни концертов во всем мире и записаны семь альбомов, за два из которых Николай Винцкевич был награжден престижной премией имени Майлса Дэвиса “Miles Award – 2014”.Джаз – это еще и танцевальная музыка. Джазовые танцевальные марафоны, которые длились по несколько дней, вошли в историю. Свинговый танец назывался «линди-хоп» в честь летчика Чарльза Линдберга, который в одиночку пересек Атлантику. Третий день фестиваля проходил уже не в филармонии, а возле Инженерного замка рядом с Летним садом, где посетители могли танцевать. Вход был свободный. Ни моросящий по началу дождь, ни сильные порывы ветра, не остановили любителей джазовой музыки, которые пришли к замку послушать джаз. Стоя, сидя на раскладных стульях, и, конечно, танцуя, зрители слушали волшебную музыку, которую им в этот день подарили исполнители из России, США и стран Балтики.Многие видели фильм «Серенада солнечной долины» и представляют себе, как выглядели настоящие «биг-бэнды». Лидером обычно был солист, затем рифы играли другие артисты. Оркестры часто импровизировали, когда входили в раж. Это называлось «аранжировкой по памяти». Часто биг-бэнды устраивали настоящие дуэли или состязания. Как-то белый оркестр Бенни Гудмена бросил вызов оркестру Чика Уэбба и несмотря на проигрыш, заслужил уважение у черных музыкантов. Состязание петербургских оркестров зрители смогли оценить в третий день фестиваля.Концерт начался с выступления Геннадия Гольштейна и оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга». Следующим оркестром был Jazz Philharmonic Orchestra под управлением Кирилла Бубякина. С музыкантами сыграл великолепный тенор-саксофонист, последователь Джона Колтрейна, Тодд Херберт.После них выступала бесподобная вокалистка из Нью-Йорка Кэтрин Расселл и ее квинтет, состоящий из Тала Ронена (контрабас), Матта Мунистери (гитара), Марка Шейна (фортепиано) и Марка Маклина (ударные). Певица родилась в Гарлеме. Ее отец Луис Расселл был пианистом, композитором и музыкальным директором самого Луи Армстронга. Ее мать Карлин Рэй была певицей и играла на гитаре. Сама Кэтрин начинала карьеру как бэквокалистка, а затем постоянный музыкальный партнер Дэвида Боуи.Широкую известность певица получила после того, как ее песня «Crazy Blues», ставшая саундтреком к сериалу «Подпольная империя», получила Грэмми. Сегодня жизнелюбивая, хрупкая и грациозная Кэтрин Расселл с ее бархатным, нежным, обволакивающим и глубоким голосом – одна из достойнейших джазовых певиц США. Она выступает на лучших площадках, включая Карнеги–Холл и Линкольн-Центр.Далее зрителей ждал настоящий международный альянс – невероятно талантливый пианист, замечательный композитор, арт-директор санкт-петербургского джазового клуба JFC Андрей Кондаков выступил вместе с «United Jazz Collective»: саксофонистом и флейтистом Деннисом Пашкевичем (Латвия), гитаристом Рикардом Мальмстеном (Швеция) и барабанщиком Танелем Рубеном (Эстония). К музыкантам также присоединился гитарист Андрей Рябов. В начале 90-х квартет Кондакова-Рябова многие критики называли одним из лучших в России.Музыканты вместе исполнили оригинальные произведения друг друга, написанные специально для ансамбля. Так, Деннис Пашкевич – композитор, музыкант, преподаватель джаза и продюсер из Риги сочинил композицию под веселым названием «Зубная фея», на создание которой его вдохновила дочка. «United Jazz Collective» также сыграли “Hop”, “Robots’ blues” и другие сочинения.В завершении концерта выступили самые петербургские джазовые музыканты - «Ленинградский диксиленд» под управлением Олега Кувайцева. В один из старейших отечественных коллективов города также входят Александр Козлов (тромбон), Федор Кувайцев (кларнет), Юлий Соур (труба), Владимир Лыткин (фортепиано), Владимир Воронин (вокал), Юрий Снегуров (контрабас), Виктор Матвеев (гитара) и Александр Скрыпник (ударные, вокал).Джаз – это не только музыка, это и язык. Когда встречаются двое, умеющих говорить на этом языке, возникает музыка. И даже не знающих русского языка джазменов понимают все зрители. В последний день фестиваля в филармонии был аншлаг, потому что очень многие захотели послушать золотой голос Гарлема Кэтрин Расселл и секстет «джазового гения», канадского композитора и пианиста Дэвида Брэйда.В оригинальном стиле музыканта – удивительное сочетание красоты и любви к жизни. Музыкант сыграл вместе с ритм-группой, в которую вошли Николай Затолочный (контрабас), Егор Крюковских (ударные), Кирилл Бубякин (саксофон), Михаил Мелешикин (труба) и Александр Козлов (тромбон). В программу вечера вошли авторские сочинения, включая позитивное “Cowboy bebop”, музыка, которую композитор сочинил для театра “Music Room”, медленный блюз, чтобы осчастливить тромбониста, который всегда жаловался и грустил “Blue Jean” и интерпретации классических джазовых стандартов “Giant steps” Джона Колтрейна, и “What is this thing, called love”.Во втором отделении Кэтрин Расселл великолепно спела “New Orleans’ blues”, “I can’t believe you love me”, “When did you leave heaven” Нэнси Уилсон и Джимми Скотта, хит Билли Холидей “Swing! Brother, swing” и другие произведения.После путешествия в СССР Дюк Эллингтон сказал, что был поражен тем, как долго у нас длятся концерты, а также тем, что его по 12 раз вызывали на бис. И в этот раз музыкантам оказали теплый прием. После концерта зал стоя аплодировал Кэтрин Расселл, убедив исполнительницу выйти на бис.В свое время гениальный трубач Майлс Дэвис, без которого джаз был бы совсем другим, не только талантливо играл на трубе, но и объединял людей, открывая настоящие таланты, как он открыл Билла Эванса и Джона Колтрейна. Основной плюс джазовых фестивалей, и особенно не имеющего равных фестиваля «Свинг белой ночи», в том, что на них собираются великолепные гениальные музыканты и открываются настоящие таланты, а у зрителей есть возможность на несколько дней погрузиться в фантастический мир джазовой музыки.Текст: Инна ЗайцеваФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения