Вы здесь
Главная > Музыка > Гала-концерт «Джаз на Неве» на стрелке В.О!

Гала-концерт «Джаз на Неве» на стрелке В.О!

Премьера международного проекта «Джаз на Неве» в рамках ежегодного фестиваля «Невская симфония» состоялась 22 июля на стрелке В.О. Этим вечером для петербуржцев и гостей города выступали: оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина и его солистки Ирина Братис и Нина Серова, Лейла Челях, фанк-шоу-группа «Лера Гехнер бэнд», Юлия Лукина, Иван Вабищевич, Интарс Бусулис, Валерия Базыкина. Хэдлайнером концерта выступила народная артистка России Лариса Долина! Перед началом фестиваля мы побеседовали с мэтром ленинградского джаза, музыкантом и музыковедом, заслуженным деятелем искусств России – Владимиром Борисовичем Фейертагом, который вел концерт вместе с Сергеем Жилиным и Анатолием Товпенцом.

ОКОЛО: В чем особенность фестиваля «Невская симфония» и, конкретно, «Джаза на Неве»?

Фейертаг: Во-первых, это авторский фестиваль Сергея Жилина! Все зависит от личности! Вот, например, Бутман добился того, что мы стали столицей джаза. Это его усилиям в Юнеско, его связям мы обязаны тем, что Петербург стал столицей джаза! Сергей Жилин подготовил проект «Джаз на Неве» и вошел в фестиваль «Невская симфония». Чем заполнялся этот фестиваль раньше я просто не знаю, он был малозаметен. Джаз заставляет нас обратить внимание, что есть такой фестиваль. Почему к джазу приковано такое внимание? Я могу ответить на это очень просто: мы живем в мире ритма. В музыке все поменялось в XX веке, ритм вышел на первое место как опознавательный знак жанровой приспособленности.  Мы по ритму знаем рок, латину, джаз, классическую музыку  – все! Там умеют импровизировать, там  не умеют – это уже детали! А вот по ритму – человек, который не связан с этим профессионально, сразу говорит: «Ага! Это джаз! Это мне близко!» Или: «Это мне далеко!», — и уходит. Вот так я думаю.

ОКОЛО: Кто из представленных на фестивале исполнителей на ваш взгляд наиболее интересен?

Фейертаг: Я не слушал всех. Я знаю петербургские коллективы, потому что я их, собственно, и подбирал. Поэтому я думаю, что мы не ударим в грязь лицом: здесь серьезные команды, которые умеют работать на открытой площадке, умеют быть доступными для публики, не замкнуты на своем творчестве полностью, как в академической музыке, а джаз сегодня во многом академичен. Думаю, самое интересная часть фестиваля – это концерт «Джаз на Неве», поскольку у Сергея Жилина есть стремление создать уникальный «Фонограф-оркестр»: то ли симфо-джаз, то ли чистый джаз, трио, то ли квартет – все, что угодно! Это — универсальный проект. Мы забыли, что такое эстрадный симфонический оркестр. Мы распустили радио-оркестры. Я напомню, что был в Москве оркестр Силантьева, в каждом городе был оркестр на радио, но это все ушло.

ОКОЛО: В то время как в Европе радио-оркестры все еще существуют.

Фейертаг: А в Европе все еще существует! Потому что песенный фестиваль – это сегодня «фанера». А когда «фанеры» еще не было, кто аккомпанировал? Должны сидеть струнники, они тут нужны. А, может быть, нужна латина? Тут же и вся латина сидит. Обратите внимание, сегодня такие оркестры возрождаются! И самый лучший оркестр – это «Метрополь» — Нидерландский оркестр, в котором полный джазовый набор, полный симфонический. Нужно Малера играть? Пожалуйста! Эллингтона? Тоже! Вот эта универсальность… ведь все в искусстве идет навстречу друг другу! Начинается интеграция и границ нет! Вот Жилин чем хорош? Я ценю его за то, что у него есть музыкальный вкус огромный! И он, занимаясь эстрадной музыкой, не впадает в эту пошлую эстрадную прострацию. Он старается это делать на джазовых и классических этюдах, и, в итоге, получается красиво. Вот и все!

Гала-концерт превзошел все ожидания! Нескончаемый калейдоскоп музыкальных номеров не отпускал внимание слушателей ни на секунду. Сергей Жилин особо отметил талант Александра Дмитриева, который исполнил соло на трубе из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Как и обещал Владимир Борисович Фейертаг, «Фонограф-джаз» объял как произведения классической музыки, так и хиты отечественного блюз-рока и рока зарубежного. Самая юная участница концерта, одиннадцатилетняя пианистка Валерия Базыкина, исполнила вальс (до–диез минор) Фредерика Шопена. Вместе с Иваном Вабищевичем, которого Сергей Жилин представил как «символ белоруской рок-музыки», вся площадь пела «Шанхай-Блюз» Евгения Маргулиса и танцевала под хит «You Can Leave Your Hat On», записанный Рэнди Ньюманом, но получивший наибольшую известность в исполнении Джо Кокера и ставшую «гимном» стриптиза.

Лариса Долина завершила концерт, исполнив джазовые хиты и «Summer time» Гершвина. Небо над Петербургом осветили вспышки грандиозного салюта, и все солисты вновь вышли на сцену, чтобы вместе спеть на прощание знаменитую фанковую песню Джеймса Брауна «I feel good». 

Вы можете увидеть запись прямой трансляции концерта, которую вел канал 78, здесь.

Текст и фото: Александр Шек

Добавить комментарий