Вы здесь
Главная > Музыка > Уроки «танго нуэво» на крыше

Уроки «танго нуэво» на крыше

5 июня на новой музыкальной площадке Roof Place ценители «танго нуэво» наслаждались мастерским исполнением «Пушкин-квартета» под горячий капучино, чай и шоколадные конфеты с виски и черным перцем. Вместо концертного зала слушать страстные произведения Астора Пьяццоллы зрителей пригласили на крышу бывшей кожевенной фабрики на Васильевском острове.

Организаторы концерта Roof music fest любят удивлять, устраивая концерты, спектакли и кинопоказы в самых необычных местах, включая крыши зданий и даже Планетарий. Roof Place – открытое пространство, вмещающее до двух тысяч человек. Ранее здесь располагалось культурное пространство DOT. Сейчас это панорамная площадка с видом на устье реки Невы и Канонерский остров. В центре расположен большой шатер на 150 мест и сцена, на которой и выступают музыканты. Рядом с шатром крытые кафе и бар.

Несмотря на похолодание, свободных мест в зале не было. Укрывшись пледами посетители Roof Place на целый час перенеслись в солнечную Аргентину, благодаря жарким терцовым многозвучиям, диссонантной яркости, хроматической вариативности, нисходящему басовому «танговому ходу» — основным характеристикам удивительной музыки “El Grand Astor” (Великого Астора).

Аргентинский композитор родился в семье итальянских эмигрантов и мог бы стать вторым Доном Вито Корлеоне. От влияния мафии юного Астора отвлек отец, привив ему любовь к музыке ностальгического танго Карлоса Гарделя. Не меньшее влияние на мальчика оказало и увлечение культовым джазменом Дюком Эллингтоном. С одиннадцати лет Астор поражал слушателей своим мастерством игры на разновидности гармоники — бандонеоне.

До Пьяццоллы танго рассматривалось исключительно как музыка для сопровождения танцев. Он же стал «отцом танго», вдохнув в этот замечательный стиль музыки новую жизнь. Только за последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку к балетам и театральным постановкам. Среди фильмов, к которым он написал музыку, можно выделить следующие: «Уроки танго», «Пираньи», «Генрих IV», «Свет», «Армагеддон», «Юг» и «Ссылка Гарделя».

Сегодня композитора лучше всего представляет сочинение «Libertango» (Танго свободы). Это танго было написано в самый трудный момент жизни музыканта — творческого опустошения после расставания с любимой женщиной, Амелитой Балтер.

Не менее известен цикл произведений, давший название концерту «Времена года в Буэнос-Айресе». Он состоит из четырёх композиций, сочинённых между 1965 и 1970-м годами. «Времена года» Пьяццоллы — это не смена сезонов в классическом понимании. В названии автор указывает, что речь идёт о разных периодах жизни жителя окраины столицы Буэнос-Айреса. На языке танго композитор изобразил богемный образ и саму душу города.

Существуют две традиции последовательности исполнения эпизодов цикла. Согласно первой, за одиночеством и холодом зимы в «Invierno Porteño» следует первая весенняя любовь парочек на прогулке в парке «Primavera Porteño», которую сменяет расцвет лета «Verano Porteño» и завершает увядание осени «Otoño Porteño». Эта последовательность повторяет порядок исполнения концертов цикла Антонио Вивальди («Весна»-«Лето»-«Осень»-«Зима»). Другая традиция исходит из более близкого самому Пьяццолле порядка частей («Осень»-«Зима»-«Весна»-«Лето»), так как календарный год аргентинцы начинают с осени.

Слово «Tango», предположительно, возникло от латинского слова «Tangere» — «касаться». Танго по сути своей является смесью жанров, которая образовалась из южноамериканского танца Милонга, африканского ритма и испанских мотивов. Пьяццолла же добавил к традиционному танцевальному жанру классику и джаз.

Так же, как «отец танго» менял музыкальный жанр, меняются и его произведения. В 1996-1998 годах, российский композитор Леонид Десятников сделал свободную транскрипцию «Времен года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы для скрипки и струнного оркестра. Поэтому неудивительно, что вместо традиционной бандонеоны, слушатели
концерта наслаждались исполнением струнного квартета, созданного выпускниками Санкт-Петербургской консерватории в 2013 г.

«Пушкин-квартет» — лауреат II международного конкурса им. Л. Ауэра. Квартет исполняет обширный и разнообразный репертуар, включающий в себя произведения таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Сметана, Шостакович и многих других. В состав квартета входят выпускницы консерватории и лауреаты многочисленных российских и международных конкурсов – Элина Друх (скрипка), Сандра Патрикеева (скрипка), Комиссарова Татьяна (альт) и Тутынина Татьяна (виолончель). Квартет постоянно выступает с концертами на разных площадках города и России, а также регулярно участвует в социальных концертах для малообеспеченных слоев населения.

 

Астор Пьяццолла как-то сказал: «Вся моя жизнь – это грустное танго. Вовсе не оттого, что я грущу. Нет, я счастлив, я люблю вкусную еду, хорошее вино — я люблю жить! У моей музыки нет причин быть грустной, но она грустна просто потому, что это Танго. В ней есть драма, но нет пессимизма». Радоваться каждому моменту жизни, в том числе и ее драматичности, особенно хочется в красивых местах и под хорошую музыку. Лето только началось, и впереди еще очень много концертов и спектаклей, которые организаторы Roof cinema планируют проводить на музыкальных площадках Roof Place, а также Mod Roof и HI-HAT.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий