«Солярис»: путешествие длиною в жизнь 

Театр Приют Комедианта, знакомый и любимый публикой за смелые и экспериментальные постановки в абсолютно разных жанрах, на этот раз превзошёл себя, представив на суд зрителей балетный спектакль «Солярис» (премьера спектакля состоялась 3 марта 2018 года). Постановка создана по мотивам одноимённого романа Станислава Лема и сквозь призму истории о событиях на станции и исследовании новой планеты выявляет острые вопросы о поиске собственного «я», о путешествии в глубины своего сознания, о человеческой сущности.

Погружение в мир Соляриса происходит ещё перед началом спектакля: голос за сценой приветствует на космическом корабле и желает приятного путешествия. Гаснет свет. Видеопроекторы рисуют мириады проносящихся космических тел, кометы и метеоритные дожди, дышащий живой организм Соляриса, Океан.

На сцене – толстый слой песка, который послужит героям и драгоценной землёй, дарующей силы всему живому, и символом скоротечности жизни. Луч света выхватывает юношу (Юрий Смекалов), выползающего из тьмы, будто дитя из чрева матери. Его танец-рождение, его одиночество и беззащитность вскоре пробуждают Женщину (Злата Ялинич) – она является из висящих на сцене мешков-коконов. И вот Мужчина и Женщина уже не одиноки, начинается их история, полная желания, ласки и нежности. Вскоре появятся новые герои: Тёмное (хищный «человек-ворон» Алексей Любимов) и Будущее (развращающий и подталкивающий к совершению неверных поступков Александр Челидзе), Светлое (Наталья Поворознюк - воплощение всей сути женского начала, гармонии и всеобъемлющей любви), и Прошлое (хрупкая Виктория Литвинова исполняет роль Мальчика, олицетворяя детство, наивность и незащищённость). Так зритель понимает, что перед ним – сплетение и многоголосье личин одного персонажа, объединяющего в себе, как и в любом человеке, женское и мужское начало, тёмную и светлую сторону.

Гениальный постановщик и хореограф, экспрессивный исполнитель главной роли Юрий Смекалов, настоящий человек-оркестр, в прошлом солист Театра Балета имени Бориса Эйфмана и Мариинского театра создаёт на сцене, миниатюрной даже для стандартного драматического спектакля, атмосферу невесомости, одновременно подчёркивая замкнутость и тесноту пространства и буквально открывая глаза на невероятные просторы Вселенной, что таятся в каждом человеке.

В постановке нет единого стройного повествования и сюжета, есть размышления о природе человека, о его памяти, в том числе генетической – поэтому для каждого зрителя этот спектакль насыщен отсылками к каким-то своим, личным переживаниям и воспоминаниям. Юрий Смекалов подчёркивал в интервью, что каждый артист пытался выразить свои эмоции и потаённые страхи (к примеру, пугающее появление на сцене гигантского грызуна или момент острого одиночества обнажённого Человека посреди непонимающей толпы в масках). Особый ритм и настроение в «Солярисе» задаются благодаря великолепному музыкальному сопровождению – стилистически абсолютно разноплановому, от хип-хопа до медитативной музыки, от классики – к церковным песнопениям. Этот сплав музыкальных культур подчёркивает и различия во вкусах людей, и то, что объединяет всех нас и вдохновляет - любовь к искусству во всех его проявлениях.

«Солярис» невероятно многослоен и символичен, его хочется и разгадывать, будто ребус, ища новые аллюзии, и наслаждаться великолепной пластикой актёров, строгой лаконичностью форм, но самое главное – думать, отрешившись от насущных проблем и суеты внешнего мира, паря в собственном микрокосмосе.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Виктории Назаровой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения