Вы здесь
Главная > Музыка > …не сыгравший и не поставивший «Гамлета»

…не сыгравший и не поставивший «Гамлета»

22 июня на сцене Центра драматургии и режиссуры представили звуковую инсталляцию «Гамлет. Замысел Мейерхольда для дирижёра с оркестром». Редакция журнала «ОКОЛО» побывала на данном мероприятии и готова рассказать читателям, как это было.

Концерт был организован по случаю выпуска третьего номера журнала «Замыслы», одним из ключевых материалов которого и является рассказ о нереализованной идее Всеволода Мейерхольда поставить «Гамлета».

«Замыслы» — это журнал, выпускаемый на базе Центра драматургии и режиссуры. Он представляет собой не просто конечное печатное издание, как физический объект, но и некий проект, цель и идея которого- реализация неосуществлённых замыслов художников, режиссеров, актеров, критиков, философов и других деятелей искусства. Основываясь на своей сверхзадаче, редакция создаёт новые формы творчества и переосмысляет театральную действительность. Каждый новый выпуск журнала ознаменуется подобными театральными перформансами.

С самого начала зрители погружаются в особую атмосферу, предвосхищающую сценическое действо: полумрак, который нарушает рассеивающийся из окон свет, множество пустых стульев на сцене, которые будто бы обещают нам что-то масштабное, небольшой экскурс в освещаемую историю, а также жизнь журнала и его коллаборацию с театром. Спустя некоторое время начинается концерт.

В. Мейерхольд

Всё происходит будто бы спонтанно и неожиданно, зрители не сразу понимают происходящее. Сумбурно собирающиеся на сцене люди — кто-то из них молчит, кто-то зачитывает экспозиции из разных произведений. Всё это сопровождается чёрно-белой картинкой на экране проектора, выводимой и снимаемой в реальном времени. В целом, действия воспринимаются неоднозначно и толковать их сложно, но лишь до того момента, как заиграет музыка.

Не зря говорят, что музыка — это универсальный язык общения. Как только начинает звучать музыка, всё остальное становится не так важно.

Концерт совсем короткий, однако очень ёмкий и эмоциональный. За такой короткий промежуток времени музыканты смогли рассказать зрителям большую историю трагедии автора, оставшегося один на один со своей идеей и одержимостью к её воплощению. В небольшой музыкальной композиции поместилась и завязка, и кульминация — момент самого острого напряжения, когда актёры (читай — музыканты) не произносят реплик, но ты понимаешь их без слов, переживаешь, сочувствуешь, пропускаешь через себя все эмоции, и развязка. Роль дирижера, синонимичная роли режиссёра, оказалась действительно сильной — можно сказать даже основной для реализации всей идеи.

Постановка «Гамлета» У. Шекспира

Действительно хочется назвать весь концерт очень сильной культурной рецепцией с некоторым современным переосмыслением, облачённым в некоторую уникальную музыкально-театральную форму и превращённым в настоящий художественный памятник, единственный в своём роде. Он кажется совсем неуловимым, за счёт своей непродолжительности, и от того ещё более ценным.

Симфония театрального мастерства, элементов сценического искусства и яркой, мощной классической музыки в исполнении оркестра превратились в нечто прекрасное и таинственное. Когда подняли шторы и зал заполнил дневной свет, первое время совсем не хотелось возвращаться в реальность. Спасибо.

Мейерхольд шутил: «Напишите на моей могильной плите: “Здесь лежит актер и режиссер, не сыгравший и не поставивший “Гамлета”». Редакция журнала, проект «Геометрия звука» и оркестр «Harmonia Mundi» создали памятник замыслу великого режиссера, существующий только на момент исполнения партитуры.

Автор: Анна Политова

Добавить комментарий