Вы здесь
Главная > Театр > «Дом, который построил Свифт»: 30 лет в сердцах зрителей 

«Дом, который построил Свифт»: 30 лет в сердцах зрителей 

“Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы”
(Джонатан Свифт. Эпитафия)

Спектакль Театра Дождей «Дом, который построил Свифт» по мотивам одноимённой пьесы Григория Горина отметил в этом году 30-летний юбилей – солидный возраст для любой постановки. В чем же причина такого долголетия? Несомненно, в первую очередь – в актуальности, многослойности, невероятной остроте поднятых тем, искренности и таланте актёров, создающих определенный метамир, обособленное пространство, куда на время спектакля перемещается зритель.

Загадочна и противоречива личность Джонатана Свифта, писателя начала 18 века, священнослужителя и ярого поборника власти, сочиняющего острые памфлеты, автора «Путешествий Гулливера», книги, которой зачитываются дети а, будучи взрослыми, осознают её тайный философский смысл.

Творение режиссёра Натальи Никитиной – словно игрушка – перевёртыш, постоянно заигрывающая со зрителем: перемежаются истинные факты биографии автора и вымышленные, реальные личности соседствуют с персонажами книг, безумие внезапно обращается предельной ясностью мыслей.

Погружает в сознание Свифта зрителей самоуверенный врач Ричард Симпсон (Александр Маков), которого власти Дублина посылают поставить диагноз подозреваемому в сумасшествии писателю. Спектакль начинается со сцены похорон Свифта – и прибывший в город психиатр недоумевает, услышав странную фразу в ответ на вопрос: «Когда случилось это? – Сегодня, как обычно, в пять часов».

Оказывается, ежедневно, словно в День Сурка, разыгрывается мистификация – сцена похорон писателя с прощанием и отпеванием – ведь он донельзя пунктуален и точен во всём. Попав в дом писателя, доктор Симпсон и вовсе перестаёт понимать происходящее – шутка ли, дом населяют невидимые существа (лилипуты, по утверждению нервного дворецкого Патрика в исполнении Александра Иванова, вечно снующие под ногами), в окно чердака стучится великан, таинственная сестра Джонсон, ухаживающая за хранящим безмолвие Свифтом, понимает его без слов… Лишь постепенно Симпсону, как и зрителям, приходит осознание грустной правды – гениальный творец Свифт вынужден притворяться безумным, чтобы выражать и доносить свои мысли, «глаголом жечь сердца людей».

“Кто умножает познания, умножает скорбь”: цитатой Соломона описывает свои злоключения один из персонажей, великан Глюм (Валерий Саломахин). Несчастный и непонятый окружающими, условно «возвышающийся» над безликой серой массой («У великанов, к сожалению, все чрезмерно – зрение, слух, совесть»), он решает измениться и стать таким, как все – обыкновенным гражданином своей страны, с нормальной работой и средними способностями. К сожалению, такая судьба постигает многих «белых ворон», которые не в силах противостоять толпе.

А как велики сердца у лилипутов Флима и Рельба (Илья Доля, Яков Культиасов)! Небольшая зарисовка рассказывает о молодых людях, связанных любовью к одной женщине, для которых превыше всего – дружба. Они готовы отдать жизнь друг за друга. Но такое геройство современному миру не нужно – и так смерть одного из героев остаётся никем не замеченной.

Двойственность и безумие мира за стенами дома воплощают йеху, персонажи книг Свифта, пугающие и завораживающие своей неповторимой пластикой. Многогранна игра актёра Александра Макова: недалёкий эскулап в его исполнении забавляет. Познав же истину, он будто сбрасывает всю ненужную шелуху и перерождается в чистого и искреннего, ещё не научившегося лгать ребёнка. Тонкие работы Анастасии Никитиной (Ванесса) и Ксении Розовой (Эстер), преклоняющихся перед писателем, воплощают бесконечную нежность и жертвенность любви как наивысшего чувства, не требующего взаимности.

Сложно сыграть большую часть спектакля без слов, но Анатолий Рычагов тончайшими штрихами рисует образ одинокого Гения Свифта, его высочайшую мудрость. Поистине, чтобы научиться молчать, нужна целая жизнь!

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Театра Дождей

comments powered by HyperComments