Вы здесь
Главная > Около > Больное общество: «Портрет гражданина на фоне Перестройки»

Больное общество: «Портрет гражданина на фоне Перестройки»

Фотовыставка Александра Беленького «Портрет гражданина на фоне Перестройки» была открыта с 18 мая по 9 июня на базе Музея истории фотографии. Работы петербургского фотографа заняли весь первый этаж музея.

Негласное правило среди фотографов-профессионалов: хорошая фотография та, которую сложно повторить. Несовершенство техники того времени сделали фотографии Александра — лучшими. У моделей даже самых популярных марок Canon и Nikon, которые, по сути, подводить не должны, под час не работали затворы, выдержки, а диафрагмы пропускали больше света, чем нужно. Фотографам приходилось ремонтировать свои «тушки» собственноручно.

При этом все снималось в режиме реального времени. Данный факт воспринимается для нас рядовым, ведь это теперь позволяют технические возможности — снять быстро-движущийся объект на серийной съемке. Когда 30 лет назад фотографы снимали на дорогостоящую черно-белую пленку, не могли расходовать ее быстро, а только дозировано — выбирали правильный момент. Секунда. И нажимали на спуск затвора. У них был только один шанс из тысячи, что снимок получится удачным.

Период перестройки изменил и сам подход к фотографии. В период советов не снимали жизнь реальную — снимки демонстрировали утопию. Проще — постановку. С начала 90-х гг. поставка была записана в ряд табу, исключением стали только портретные фотографии. Новаторским перестроечное время стало и за счет локаций. Фотокорреспондентов пускали практически везде, куда пожелает их душа и редакционное здание. Александра пустили, например, в следственный изолятор Кресты, где подследственные (не осужденные, а, значит, обладающие правом голоса), голосовали на всесоюзном референдуме о сохранении СССР. Разрешили снимать на ранее запретные темы: алкоголизм, беспризорство малолетних детей, коммунальные квартиры, сексуальные меньшинства и др. А главное — это все печатали. В случае Александра — на страницах газеты «Коммерсантъ».

Рабочий, болеющий раком, на комбинате им. Тельмана, который везет тяжелую тележку с суконными тканями. Молодежь в сквере у Казанского собора пьет водку. Мужчина, тычущий в камеру фигу на вопрос: должен ли город быть переименован в Санкт-Петербург. Курящие мальчики у Дворцовой площади. Огромная очередь на обмен старых денег у сберегательной кассы после подписания денежной реформы Павлова. Анатолий Собчак впервые выступает перед избирателями в фойе кинотеатра, ибо в зал по приказу администрации пускать запретили. И другие фотографии… Пугающее.

Задачей любого журналиста, в том числе и фотожурналиста, показывать симптомы болезни общества. Мотивировать на изменение. Фотографиям, которые были представлены на выставке, не меньше 20 лет. Их уже публиковали. Теперь показывают снова, будто в назидании. Будто общество наше, посмотрев тогда на свои симптомы со страниц газет, лечиться не захотело. Захочет ли оно вылечиться сейчас, посетив выставку? Вопрос остается открытым.

Текст: Дарья Горшенина

Добавить комментарий