Вы здесь
Главная > Театр > «Странная миссис Сэвидж»: разве потребность помочь обездоленным людям — это безумие?

«Странная миссис Сэвидж»: разве потребность помочь обездоленным людям — это безумие?

“Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта”.
(Фрэнсис Бэкон)

Представьте, что у вас на склоне лет появляется возможность осчастливить людей, исполнив их заветные мечты – мечты детства, необычные, чудаковатые, смешные. Задумайтесь – под силу ли вам такое милосердие – ведь ваши собственные желания не исполнились? Нужно быть очень великодушным и по-настоящему любить человечество. А люди.. они ведь всё равно не оценят твоей доброты, в лучшем случае посчитают тебя чудаком или «человеком не от мира сего». В наш век «немодно» быть добрым и отзывчивым…

Эдакой чудачкой предстаёт перед зрителями Театра Дождей героиня комедии «Странная миссис Сэвидж» по одноимённой пьесе драматурга Джона Патрика. В названии пьесы заложена игра слов – The Сurious Savage можно перевести и как «Чудаковатая дикарка». Спектакль идёт на Большой сцене Молодёжного театра с 2009 года, вновь и вновь покоряя сердца зрителей.

Этель Сэвидж (мудрая и ироничная Елена Сапронова) всю жизнь посвятила мужу, подстраиваясь под его желания, предугадывая их и отказываясь от своих. Теперь, когда его не стало, чтобы заполнить пустоту в сердце, Этель создаёт «Фонд счастья Сэвиджей» и, словно добрая волшебница Амели, помогает людям: дарит кругосветное путешествие бедным детям, доставляет горсть земли из Италии – кусочек Родины – эмигранту. Своё желание миссис Сэвидж тоже осуществляет – покупает себе панамку с перьями – детскую, ведь именно о такой она мечтала в 15 лет!

Эксцентричность и трогательность Этель воспринимается её великовозрастными очерствевешими детьми – сенатором, судьёй и беспечной светской львицей – как пренебрежение приличиями, а её бездумные траты – поводом упечь мать в психиатрическую больницу. Но именно здесь, среди пациентов «Тихая обитель», Этель находит настоящих друзей – искренних, уважающих и заботящихся друг о друге. Терпеливо слушают они «концерты» не имеющего музыкального слуха Ганнибала (трогательный Александр Маков с невероятно тёплой энергетикой) – застенчивого статиста, внезапно решившего воплотить мечту и стать музыкантом, поддерживают Флоренс (Любовь Абрамова), которая после потери ребёнка, чтобы не сойти с ума от горя, представляет, что кукла – это её сын.

Есть среди пациентов и Джеффри (Вячеслав Викторов) – он после ужасов войны наказывает себя за то, что выжил он один, а товарищи погибли, воображаемым уродливым шрамом на лице («Его рана более глубокая, чем кажется на первый взгляд..»). Неуверенная в себе, стеснительная, мечтающая о любви и принятии Фэри (порывистая, эмоциональная и очень искренняя Елена Кохоновер) стремится понравиться всем: «Мне так нравится, когда люди говорят, что люди любят меня». А другая пациентка, мисс Пэдди (харизматичная Анна Косенко почти без слов мастерски рисует портрет своей героини с окаменевшим сердцем), наоборот, после жизни с тираном-мужем замолчала и молчит уже двадцать лет, не желая общаться с окружающим миром.

Всем им комфортно в этом иллюзорном мирке покоя и умиротворения, и они не хотят покидать его, считая “Тихую обитель” лучшим местом на свете.

По замыслу автора, «цель пьесы – противопоставить этих людей детям миссис Сэвидж, безумному внешнему миру». И в самом деле, к концу спектакля зритель задаётся вопросом – а кто из героев более безумен – чудаковатые пациенты «Тихой обители» или обезумевшие от жадности дети миссис Сэвидж (Анастасия Максимова, Александр Клемантович и Александр Шведов), готовые ради денег пойти на самые унизительные поступки, потеряв человеческое достоинство? Своеобразная метафора двух миров – алчного, жестокого и – человечного и милосердного – актуальна как никогда в наше время. К счастью, у Петербурга есть своя «Тихая обитель» – Театр Дождей, куда зрители приходят, чтобы излечить души и наполнить сердца светом, теплом и добротой.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Дождей

comments powered by HyperComments