Вы здесь
Главная > Театр > Олег Леушин: «Пятьдесят – это в самый раз»

Олег Леушин: «Пятьдесят – это в самый раз»

«Король Лев»

О таких, как он принято говорить: «Чертовски привлекателен!», недаром одна из любимых ролей с чертовщинкой – булгаковский Воланд. Безграничное обаяние, львиная грива волос, в глазах прыгают те самые чертики и таится трогательная беззащитность. В театре его зовут Левой, по домашнему, семейному обычаю Театра на Юго-Западе.

Художественный руководитель московского Театра на Юго-Западе, заслуженный артист РФ, актер и режиссер Олег Леушин отпраздновал свой пятидесятилетний юбилей.

Двадцать пять лет назад робкий уральский юноша появился на пороге одного из самых востребованных и популярных театров столицы. Дальше, как в сказке: у дверей столкнулся с ангельски прекрасным созданием, красной девицей Кариной Дымонт, актрисой театра, которая на долгие последующие четверть века стала любимой партнершей по сцене.

Основатель «Юго-Запада», режиссер Валерий Белякович сразу углядел в ничем доселе актерски не примечательном молодом человеке нечто большее, чем искру таланта, которую при желании можно разжечь в пламя. Мастер это умел, как никто другой. Главное – он почувствовал в гривастом и глазастом красавце яркую индивидуальность, созвучие душ, внутреннюю сопричастность к его театру, его идее.

Сказать, что дальше посыпались роли, и все было просто и складно, наверное, нельзя. Жизнь есть жизнь, со взлетами и падениями, радостью удачи и отчаянием от внезапного «тормоза», невозможности исполнить простейшее задание Мастера. Белякович был не только учителем, прежде всего-другом, который своих «тащит» до конца и доверяет безмерно.

Когда Леве стало тесно в актерской хламиде и захотелось попробовать себя на режиссерском поприще, ему не чинили препятствий. Новая дорога оказалась ухабистой. Надо было видеть, с каким желанием и упорством он пробивался к самому себе, как терпеливо двигался вперед, нередко через упреки критиков, недовольство коллег, а иной раз и Мастера. Не каждая постановка молодого режиссера становилась украшением репертуара, случались и обидные провалы.

И все – таки именно ему Валерий Романович доверил свой театр, когда однажды ушел с поста художественного руководителя. Этот путь может показаться звездным, если не знать, какие чудовища живут порой в театральных дебрях и как легко зайти в тупик. Однажды эта «желтая кирпичная дорога» чуть было не завела и нового худрука на вершину амбиций иного порядка. И тогда Мастер решил снова встать за штурвал Юго-Запада.

В это время Олег Леушин уже был ведущим актером театра. Затаив дыхание, зрители наблюдали за неистовыми страстями его Калигулы, метаниями побежденного, но не сдавшегося Наполеона, дьявольски-притягательным обаянием Воланда, пытливостью профессора Ван Хельсинга, отчаяньем Клавдия. Завораживающая пластика, бархатный голос, вечно удивленное выражение светлых глаз – в нем все сводит с ума и все пропитано «юго-западом» настолько, что сам по себе Олег Леушин являет собой ярчайший образец актера «от Беляковича». Блистательно одаренный, одержимый профессией, верный солдат восхитительного «юго-западного» войска.

Скоро случилось непоправимое. Ушел Мастер – Валерий Романович Белякович, не успев и месяца побыть в новой старой роли художественного руководителя своего детища. Ушел, оставив на память о себе королевскую роль Дункана I Доброго.

Театр оцепенел, онемел от горя. О том, что творилось в душе актера Леушина, знает только он, но мир в его выразительном взгляде перевернулся. Он вовсе не собирался снова становиться худруком, но не мог не стать королем Дунканом. Эта роль перешла к нему непрошено, сама по себе, как естественное продолжение дела Мастера. Это дело нельзя бросить, невозможно отпустить или разбазарить. Оно требует ухода, присмотра и твердой руки.

И Лева вернулся на капитанский мостик. Все, что случилось прежде, пошло впрок. Любовь к театру и природная доброта стали основой хлопотного руководства и безбрежной созидательной деятельности на сцене и за сценой. Теперь он настоящий «Король Лев», душа театра Беляковича, двигатель его рабочего ритма и творческого прогресса.

И, словно в награду, успех новой постановки по пьесе П. Гладилина «Zoofellini», спектакля уникального, необычного и очень «юго-западного».

«Мне в первый раз исполнилось пятьдесят».

Вечером 25 марта в Театре на Юго-Западе терпко пахло цветами. Юбиляра вытащили на сцену в смирительной рубашке. Можно подумать – театр – сумасшедший дом, что относительного любого театра не было бы неправдой. Однако в данной ситуации все оказалось хитрым ходом грамотной сценарной подачи, зачином красивой рамки повествования.

Поздравление от труппы в забавном фильме – байопике завершает интервью-анкета прямых коротких вопросов:

-Пятьдесят – это много или мало?

-Не знаю, мне впервые исполнилось пятьдесят. Это – в самый раз!

Вместе с любимой партнершей, заслуженной артисткой РФ Кариной Дымонт «пробежались» по двадцати пяти годам в театре.

«Дайджест ролей по нашей жизни» – пошутил Леушин, и последовала изящная, летящая импровизация на тему воспоминаний. Роли, прошедшие с ними путь становления и взросления, сцены из знаковых спектаклей, в которых юными начинали вместе, пронеслись перед глазами зрителей в самой неожиданной, но творчески интерпретированной сцепке друг с другом: «Три цилиндра», «Ромео и Джульетта», «Аккордеоны», «Любовь и голуби». Это был тот самый случай, когда настоящему актеру не надобятся ни костюмы, ни декорации, ни какой-либо иной антураж: они запросто «вылетают» из одного спектакля, легко и непринужденно телепортируясь в другой. Образы возникают в воздухе и заполняют собой пространство зала, создавая колдовскую ауру вдохновения, рождения коллажа ролей непосредственно здесь и сейчас. Атмосфера уютного вечера с книгой, на каждой странице которой «живет» чудесная история из прошлого.

Во втором отделении – сюрприз для поклонников бенефицианта, спектакль, который давно не появлялся в репертуаре – «Люди и джентельмены» по пьесе Э. де Филиппо. Эта комедия положений о гастролирующей театральной труппе, «взболтавшей» сонную жизнь итальянской провинции, словно родилась для бенефиса, ведь в ней сошлось все, что необходимо знать о возможностях юбиляра. Олег Леушин поставил этот спектакль в 2012 году, сыграл в нем главную роль комедианта Дженнаро де Сиа и в заключительном монологе проникновенно, пронзительно и чуть грустно поведал о нелегкой, но невероятной актерской судьбе, о радости, которую несут людям лицедеи с незапамятных времен, о том, почему они сами не могут променять эту жизнь ни на какие сокровища мира.

Спектакль по-хорошему сумасшедший, и смирительная рубаха вновь появилась на сцене, знаменуя собой сумбур актерского бытия и закругление смысловой рамки бенефиса, а с ним и прекрасного вечера – «лукавого мага в лиловом фраке», который наступает вновь и вновь, как только зажигаются огни у театрального подъезда.

«Их высочество Зритель» утопил любимого актера в цветах и овациях. Вместе спели все «деньрожденные» песни, но неугомонный Лева и тут перепел по – своему: «Слава Богу, день рожденья только раз в году!».

Пусть будет так, но дней рождения должно быть еще бесконечно много, как бесконечна радость от общения с высоким и добрым искусством, которое несет миру этот трудолюбивый, удивительный, поцелованный Богом, вдохновенный и красивый человек – Олег Николаевич Леушин.

Текст:Дарья Евдочук

Фотографии: Сергей Тупталов, Константин Горячев

 

comments powered by HyperComments