Вы здесь
Главная > Около > «Я – писатель», «Я – издатель», «Я – читатель», «Я – оратор»

«Я – писатель», «Я – издатель», «Я – читатель», «Я – оратор»

Будучи школьником или студентом, каждый наверняка задавался вопросом, почему в образовательную программу по литературе входят те или иные писатели и поэты, которые якобы достойны нашего внимания. Чем они заслужили такое право? Пушкин ввел в русскую литературу принцип историзма, Лермонтов научил описывать психологию человека, Гоголь сделал акцент на деталях, Гончаров — на интерьере, Тургенев — на пейзаже, Достоевский довел идею двойничества до апогея, а Толстой — диалектику души. С «золотым веком» все понятно, с «серебряным» — вопрос спорный, но решаемый. А что же сейчас?

Литературная ситуация в России практически не сравнима с положением прошлых веков. Это показал недавно прошедший в Петербурге молодежный литературный форум.

Он появился год назад по инициативе молодой жительницы Петербурга Анастасии, победительницы всероссийского форума «Таврида». Длился форум всего один день и работал по четырем образовательным секциям: «Я – писатель», «Я – издатель», «Я – читатель», «Я – оратор». По данным организаторов, в этом году мероприятие посетили около двухсот участников и шестнадцать спикеров из обеих столиц.

У писателей и издателей положение не легкое. Поэт и автор басен Влад Маленко рассказал, что одно издательство в среднем выпускает 100 книг в год, и только 5 из них становятся бестселлерами. Значит, остальные 95 авторов написали проходные книги, не заслужившие ни одной литературной премии и большой читательской аудитории? Видимо, да. При этом издатель решается на печать того или иного произведения, руководствуясь только собственной интуицией. И дело не в его легкомысленном отношении в работе, а в огромном количестве присылаемых ему рукописей. Белорусский прозаик Саша Филипенко рассказал, что его первую книгу не печатали даже после того, как он стал лауреатом «Русской премии». Его издатель печатал произведение только тогда, когда он слышал о его авторе три раза от трех независимых источников. Естественно, людям, которым тот может доверять, а никаким не «Интернетам». И уже позднее узнаваемость автора работает прямо пропорционально его
гонорару. Его даже могут пригласить писать колонки в какой-нибудь «GQ» или «Esquire», за очень неплохие деньги.

Но все же если вы вдруг тот самый начинающий писатель, который мечтает о публикации, и вашу рукопись забраковали во всех возможных изданиях, отчаиваться не стоит. Саша Филипенко советует не пренебрегать социальными сетями и порталами «Стихи.ру» и «Проза.ру», куда можно беспрепятственно выкладывать свои труды. Однако об уровне их качества массовая аудитория вам скажет навряд ли. Как сказал на литературном форуме Дмитрий Миропольский, посредственность тоже может стать популярной, что отлично доказывает личным примером поэтесса Ах Астахова. За конструктивной критикой лучше обращаться к экспертам: публикующимся авторам, литературоведам, литературным критикам.

В частности, начинающим поэтам можно принять участие во «Всемирном дне поэзии», в жюри которого входят реальные эксперты, такие как Михаил Богдасаров, Светлана Сурганова, Михаэль Драг, Сергей Калугин и многие другие. К слову, создателем данного проекта является выпускница факультета журналистики СПбГУ и начинающая поэтесса Стефания Данилова. На литературном форуме она рассказала, что реализовать свой проект она смогла благодаря участию на форуме «Таврида».

Для читателей книжный рынок как никогда разнообразен. Даже переполнен. На полках можно найти, как коллекционные издания с золотыми обрезами и изощренной версткой, так и издания массовые карманного формата и в мягких обложках. Издатели специально насыщают рынок книгами разной стоимости, чтобы любой читатель смог позволить себе покупку. Чего просто не могло существовать в России XIX века из-за отсутствия развитой системы распространения и немногочисленности частных издателей.

Но и в отношениях с книгой читателю нужно трудиться не меньше, чем тому, кто ее написал. Для качественного чтения скорость потребления продукта не важна, важна последующая рефлексия. Представитель издательства «Acta Diurna» Ольга Косогор советует вести дневник читателя, в котором можно составить список прочитанных произведений, разобрать незнакомые темы, слова и термины, что попались во время прочтения книги. Описать плюсы и минусы произведения. По сути таким образом читатель может выполнять для себя не только функцию библиографическую, но и параллельно развивать критический взгляд, литературный вкус.

Легче всего завоевать преданность публики получится у ораторов. Влад Маленко рассказал, что с рождения не обязательно обладать талантом притягивать к себе внимание, быть внешне привлекательным и иметь харизму. Все это можно в себе постепенно развить. Чтобы массовая аудитория почувствовала именно ту эмоцию, которую хотел передать автор, ему не стоит бояться публики. Ведь пока вы на сцене, вы их авангард.

По прошествии форума я поняла, что действительно разнит нас с прошлыми эпохами — отношение писателя к своему творчеству. Ясно одно, что писатель становится писателем не потому, что был трудолюбив и однажды достиг совершенства в своем деле, а только потому, что у него с рождения был талант. Ранее полагали, что талант был дарован Богом, а то и музой, которая лишь изредка снисходит до писателя и творит его руками. Писатель XXI века, по словам Саши Филипенко — выгребная яма, которая накапливает в себе все проблемы общества, а затем собирается и выплескивает все это на страницы книги. Формулировка далеко не лицеприятная, но вполне соответствует периоду постмодерна, в котором нам суждено сейчас жить. Хорошо это или плохо? Судить потомкам.

 

Текст Дарья Горшенина

Фотографии представлены организаторами

comments powered by HyperComments