Вы здесь
Главная > Кино > «Со дня вершины»: Преодоление.

«Со дня вершины»: Преодоление.

1 марта в кинотеатрах страны стартовал прокат новой спортивной драмы «Со дна вершины». 27 февраля в «РИА-Новости» состоялись пресс- показ и пресс-конференция для журналистов.

Российское кино в последние годы регулярно «выстреливает» тематическими блоками фильмов, которые обслуживают новую национальную идею патриотизма и гордости за достижения предыдущих эпох. Классика, знакомая любому иностранцу: космос, балет, спорт. Для россиян, конечно же, и война. К юбилею победы в Великой Отечественной последнюю тему исчерпали до дна во всех жанрах. За космос параллельно «ответили» «Салют 7» и «Время первых». За «балетных» отчитался в «Большом» В. Тодоровский. Спорт пошел сразу по дисциплинам: хоккей, баскетбол, фигурное катание. На подходе нечто футбольно — тренерское.

На первый взгляд в эту обойму попадает и новый фильм Тамары Цоцория, Яны Поляруш и Константина Кутуева о горнолыжнике — паралимпийце. От своих собратьев по тематике эта киноработа все же существенно отличается. Авторы фильма не опирались на внешние эффекты и интригующие повороты сюжета, который прост и предсказуем. Они пошли в глубь темы, и большая часть фильма посвящена не спортивным успехам и торжеству над соперниками, а борьбе с собственным бессилием и отчаянием.

Юный горнолыжник Алексей Царев (Павел Шевандо) влюблен в одноклассницу Лину (Наталья Кузьмина), которая нравится также его закадычному другу и конкуренту в спорте Косте (Константин Белошапка). Молодецкая удаль и страстное желание доказать подруге свою мужскую состоятельность приводят героя к несчастному случаю, в результате которого он лишается обеих ног, а значит и будущего. Теперь семнадцатилетнему спортсмену предстоит сделать нелегкий выбор между убогим существованием инвалида и почти невероятным возвращением в полноценную жизнь и большой спорт. Разговор идет о дружбе и предательстве, прощении и любви, отчаянии и преодолении, о силе духе и взятии самых трудных вершин.

Сценарий был написан еще в 2012 году, до появления всех последующих спортивных кинолент. Продюсеру Тамаре Цоцория очень понравилось название «Со дна вершины» и идея будущего фильма — победа человека над самим собой, преодоление страха, целеустремленность и воля к преодолению барьеров внутри себя. Сюжет будущего фильма требовал доработки. Известный сценарист Рауф Кубаев («Географ глобус пропил») помог создать драматургическую структуру, которая впоследствии обросла настоящими историями из жизни спортсменов — паралимпийцев и людей с ограничениями здоровья, которые смогли пройти через все трудности и вернуться к полноценной жизни. Получилось кино, основанное на реальных событиях.

Консультантом съемочной группы и прообразом главного героя стал двукратный паралимпийский чемпион — горнолыжник Алексей Мошкин. Спортсмен с детства увлекался горными лыжами, но в двенадцать лет лишился ног. «Когда я рассказываю о своей жизни, чаще всего слышу, что это нереально, и такого не бывает, — рассказал Мошкин, — через четыре месяца после несчастного случая я встал на протезы, еще через два месяца я бегал на роликовых коньках и катался на велосипеде, еще не закончился год после травмы, я уже стоял на горных лыжах, через два года уже участвовал в соревнованиях, а через четыре — выиграл Паралимпиаду».

Съемочный процесс оказался для создателей фильма настоящим преодолением и взятием собственных вершин. Работа продлилась пять лет, за которые несколько раз переписывался сценарий, менялся состав группы, режиссеры, каскадеры. Непростым был и кастинг. Главных героев искали долго. Наталья Кузьмина появилась на площадке случайно: просто перепутала дверь. Константин Белошапка изначально пробовался на другую роль, и Костю продюсеры увидели в нем лишь после того, как уже отсняли несколько сцен с выбранным до него актером.

Исполнителя главной роли нашли за две недели до начала съемок среди учеников Московской театральной школы Олега Табакова. Павел Шевандо не был похож на героя, которого искали продюсеры, но его актерское дарование немало впечатлило создателей картины. Тамаре Цоцория понадобилась целая ночь для принятия окончательного решения, но оно получилось «в десятку».

Юному артисту досталась эмоционально сложная и насыщенная роль. Больше половины фильма — слезы и боль, а камера не скупится на крупные планы. И тут главное — не пережать, не пытаться вызвать жалость у зрителей. Павел Шевандо точно прочувствовал эту грань и тонко провел своего героя через мучительное отчаяние и сомнения к твердому и уверенному пониманию дальнейшего пути. Актера с такой органикой невозможно не заметить и, вполне вероятно, в скором времени дебютант станет очень востребованным исполнителем.

Владимир Вдовиченков прожил в этом фильме одну из лучших своих ролей. Отец Алексея Царева скуп на внешние проявления своих переживаний, которые уловимы лишь в голосе, во взгляде, в напряжении лица и рук. С необыкновенной чуткостью и терпением он подталкивает сына к возвращению в жизнь, жену-к принятию произошедшего. Мать горнолыжника сыграла Ксения Кузнецова. Актриса не побоялась быть немолодой, некрасивой, истеричной в своем неописуемом материнском горе.

Крепкий и интересный сценарий привлек в картину множество известных актеров, которые согласились на эпизодические роли: маму скрипачки Лины сыграла великолепная Ирина Розанова, в гротескной роли мещанки- покупательницы квартиры зрители увидели неподражаемую Нонну Гришаеву, врачей, спасающих жизнь главного героя играют Сергей Пускепалис и Никита Салопин, тренера — Сергей Никоненко. На роль комментатора соревнований пригласили телеведущего спортивных программ Георгия Чеодпнцева.

Одним из героев фильма стал город Кировск, в котором происходили основные съемки. Именно выбором натуры, вольно или невольно, авторы картины перевели пафосную тему национальной спортивной гордости в рамки патриотизма истинного — негромкого, бытового, ежедневного и спокойного. Слова актера Алексея Серебрякова, за которые его склоняют по всем каналам, о том, что уже в нескольких сотнях километров от Москвы царят девяностые, город — работяга в Мурманской области оправдывает на все сто. Стены жалких хрущоб выкрашены в «цвет безнадежности» (Ф. Раневская) и сохраняют лишь следы краски, которой когда-то расцвечивали дома в сумрачном Заполярье. О былом благополучии свидетельствуют и романтичные руины дворца культуры в стиле сталинского ампира. Камера Ильи Овсенева выхватывает из серости и тумана почти космические пейзажи города угледобытчиков с градирнями и карьерами на фоне девственной лапландской природы. Время здесь будто остановилось. Люди делают свою непростую ежедневную работу, не жалуясь и ни о чем не прося. Такие незаметные города нередко рождают героев — как в спорте, так и в обычной жизни. Настоящий патриотизм, о котором так много говорится в последние годы, должен бы состоять в том, чтобы дать этим людям достойное существование в достойных условиях.

Контрастом к скромности родного города героя фильма служат не только виды ухоженных горнолыжных курортов Сочи и французского Валь-д’Изера, но и неброская красота Хибин, разноцветные горнолыжные костюмы, блестящие спортивные съемки. За них ответственен оператор- экстремал Николай Пиотровский, который сам увлекается фрирайдом и снимает документальные фильмы про экстремальные виды спорта. «Коля катался с камерой на скорости 120 км\ч, на ходу обгонял актера, все снимал с разных ракурсов — сверху, снизу, сбоку, через голову, это просто фантастика!» — рассказывает Тамара Цоцория.

Такое кино никак не могло обойтись и без помощи дублеров- профессионалов, тем более, что исполнитель главной роли сам до этого никогда не стоял на горных лыжах. В самые сложных спортивных моментах снимались горнолыжник- экстремал Илья Малюга из Кировска и Сергей Александров — альпинист, потерявший ноги после падения, который в этом году вошел в Паралимпийскую сборную России.

Фильм «Со дна вершины», созданный с невероятными усилиями, терпением и пониманием цели, энергичный, трогательный и очень правдивый вне всякого сомнения встанет не только в серию лучших спортивных картин, но и в ряд фильмов о мужестве и мужественности, о победе внутри себя, которая зачастую выше всех возможных жизненных свершений.

                                                                                           Текст: Дарья Евдочук

                                                                                           Фотографии из открытого доступа.

Добавить комментарий